Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:03, курсовая работа
Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других.
Системная трактовка, исходя из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способна мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.
Идеально было бы обособление федеральной власти от власти субъектов Федерации, для чего важнее стало разграничить не полномочия в сфере совместных предметов ведения, что очень сложно сделать и что будет постоянно источником конфликтов между Федерацией и ее субъектами, а предметы ведения.
В федеративных государствах, уважающих демократические институты, проводится достаточно четкое разграничение предметов ведения с созданием двух систем государственных органов: федеральной и региональной. Концепция разграничений предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами получена по наследству от Советского Союза. Было бы сильным преувеличением утверждение о том, что она при этом была коренным образом изменена. По Конституции Российской Федерации, наряду с исключительными полномочиями Федерации по предметам ее ведения имеются предметы совместного ведения - сфера общественных отношений и деятельности, находящихся в юрисдикции, как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Федерации, законодательное регулирование по которым осуществляется и федерацией и субъектами федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочии органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют все полномочия по предметам, находящимся в ведении субъектов Федерации, и полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные законодательством Российской Федерации или договором (соглашением) о разграничении предметов ведения и полномочий к их ведению.
Иерархия законов по вертикали имеет определенные черты соподчиненности: в случае, если закон субъекта Федерации противоречит федеральному закону, изданному по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует федеральный закон. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Федерации, изданным по предметам ведения субъектов Федерации, действует нормативно-правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, Конституция установила определенный механизм взаимодействия федеральной и региональной государственной власти, чем и обеспечивается самостоятельность функционирования последней.
Одним из направлений формирования новых федеративных отношений является делегирование полномочий. В соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Это же могут делать и исполнительные органы субъектов Федерации по соглашению с органами исполнительной власти Федерации. Широко распространилась практика двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов. Начало практике двусторонних договоров положил Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" 15 февраля 1994г. Однако этот договор не снял серьезных противоречий между Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан. Ни в Конституции Республики Татарстан, ни в договоре нет положения о том, что эта республика является субъектом Российской Федерации. Так, в договоре в обход федеральной Конституции, закреплено право Татарстана на самостоятельную судебную систему, фактически не связанную с федеральной.
Договорная практика, судя по всему, будет продолжаться: в составе Администрации Президента Российской Федерации создана комиссия по подготовке договоров.
Российское
государство будет укрепляться
как асимметричная Федерация, если
не будет стремиться к унификации статуса
своих субъектов. Слишком велики их социально-экономические,
этнические и прочие особенности. В договорах
такого рода необходимо обеспечить сочетание
региональной специфики и правового равенства
граждан.
2.3.
СТАТУС И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Статус субъекта Российской Федерации включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, т.е. общепринятое, в праве определение правового положения, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов.
Все субъекты Федерации обладают, согласно Конституции Российской Федерации, всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции Российской Федерации. Они обладают учредительной властью, принимая свои конституции или уставы, собственным законодательством, территориальным верховенством.
В
Конституции Российской Федерации
закреплен принцип равноправия
субъектов Федерации в
Субъекты Федерации не являются суверенными от России - они ее составные части. Они не имеют права выхода из Российской Федерации, не являются субъектами международного публичного права и осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах, установленных федеральным законом.
Положения (правовые нормы) о статусе субъекта Российской Федерации содержатся не только в Конституции Российской Федерации, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения и автономных образований. Таким образом, статус субъекта Федерации включает все права, а не только те, которые зафиксированы, а Конституции Российской Федерации.
Выделяются три разновидности субъектов Российской Федерации: республики, имеющие статус государства (их 21); государственно-территориальные образования - края (6), области (49), города федерального значения (2); национально-территориальные образования - автономная область (1) и автономные округа (10). Всего субъектов Федерации - 89,
Статус республики характеризуется, прежде всего, тем, что она является государством. Особенности конституционно-правового положения республики отражены в тексте федеральной Конституции. Как государство она имеет свою конституцию.
Государственные символы - герб, флаг, гимн. Соответствующие названия органов власти - президент, правительство, парламент, министерства и т.п. Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации устанавливать свои государственные языки. В органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Некоторые республики ввели свое гражданство.
Однако эти отличия не ведут к особому конституционному статусу республик в федеративном устройстве России. Особое положение некоторых республик, о чем уже говорилось, определено в двусторонних договорах Федерации и субъектов Федерации, но по юридической силе такие договоры уступают Конституции Российской Федерации, и вообще их место в иерархии источников конституционного права пока не вполне ясно
Правовое положение краев, областей и городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации, уставами субъектов Федерации и федеральными законами, уточняющими статус отдельных из них.
Национально-
Автономные образования хотя и равноправны в соответствии с Конституцией Российской Федерации с другими субъектами Федерации, все же имеют определенные отличия в конституционно-правовом статусе. Так, из 10 автономных округов девять (за исключением Чукотского) входят в состав края или области. В соответствии с Конституцией отношения автономного округа, входящего в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ст. 66, ч. 4). Кроме того, по представлению законодательного и исполнительного органов автономного образования может быть принят федеральный закон о данной автономии (ст. 66, ч. 3).
Конституционный статус автономных образований с трудом поддается логическому восприятию. Являясь по Конституции самостоятельными субъектами Федерации, они входят в состав краев или областей, которые тоже субъекты Федерации. Законодательный орган края, области, имея в соответствии с принципом народовластия законные властные полномочия от всего населения края, области, пытается эти полномочия распространить на территорию округа.
Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 66, ч. .5).
Под изменением статуса субъекта Федерации понимается переход субъекта Федерации из одного вида в другой в рамках перечня, предусмотренного ст. 5 Конституции Российской Федерации. Не влечет изменения статуса субъекта изменение названия, если оно не меняет вида субъекта Федерации; границ между субъектами Федерации; прав и обязанностей субъекта Федерации в связи с передачей ему в соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации части своих полномочий Федерацией и др.
Если устанавливается новое наименование субъекта Федерации, то оно включается в ст. 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации о приведении наименования субъекта Федерации в тексте Конституции.
При этом Президент не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений -он обязан обнародовать их. Конституцией Российской Федерации предусмотрена и возможность образования в составе Российской Федерации нового субъекта и принятия в состав Российской Федерации нового субъекта. Соответствующие федеральные конституционные законы о порядке реализации этих положений Конституции пока не приняты.
Все субъекты Федерации располагают широкими полномочиями, часть из которых они осуществляют совместно с Федерацией. Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и порядок их осуществления регламентируются конституциями республик и уставами других субъектов Российской Федерации. Эти акты по форме, структуре и содержанию являются основными законами субъектов Федерации.
Положения конституций республик и уставов не должны противоречить основам конституционного строя, установленным федеральной Конституцией. Характер соотношения федеральной конституции и основных законов субъектов Федерации обусловливает принцип верховенства Конституции Федерации.
В большинстве республик учрежден пост президента. Однако его статус неодинаков. В одних республиках президент - глава республики и исполнительную власть осуществляет под его руководством правительство во главе с премьер-министром (например, Ингушетия); в других - президент, будучи высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть Саха (Якутия); в-третьих - президент является одновременно и главой государства и председателем правительства (Бурятия). В республиках Коми и Чеченской Республике главами государства являются главы республик, они же возглавляют и правительства этих республик. В некоторых республиках пост президента отсутствует. Президенты в республиках избираются населением.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации не вправе иметь свои суды, так как вся судебная система является федеральной. Однако практика вышла за рамки этих требований: в раде республик созданы конституционные суды, а в ряде других субъектов Федерации - органы уставного контроля, надзора, или уставные суды. Сложившаяся практика требует законодательного разрешения этого вопроса, в частности, при осуществлении судебной реформы.
Реформирование федеративных отношений, скорее всего, будет включать следующие направления: