Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:03, курсовая работа
Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других.
Системная трактовка, исходя из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способна мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.
Более сложным является понятие легитимации государственной власти. В основе слова «легитимация» лежи тот же латинский корень, но этому термину придается иное истолкование. Это тоже «узаконение», но узаконение не только правовое, главным образом не правовое, иногда и не имеющее отношение к праву.
Легитимность - это состояние фактическое, узаконение не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимация государственной власти - это процессы, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее, правильность, оправданность, справедливость, законность и другие стороны соответствия характера власти ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, экспектациям (ожиданиям) личности, коллектива, социальной и иной группы народа. Это состояние власти связано с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психологией. Легитимация - процесс приобретения легитимности, процесс индивидуального (личностью) и коллективного (общественной группой, народом) утверждения такого представления. Государственная власть, структура ее органов, способ их формирования, ее мероприятия и деятельность ее должностных лиц соответствуют тем ожиданиям, тем взглядам, которые сложились у людей на базе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Суть легитимации — отражение идей «общественного договора» о создании государства для общего блага, Власть справедлива, если она не нарушает «договорных принципов» гражданского общества и государства.
С общетеоретических позиций легитимация государственной власти представляет собой делегирование, передачу власти общество его особой организации — государству, его структурам.
Бывает, и ложная легитимация. Она может иметь частичный характер, когда определенные государственные органы и должностные лица считают возможным для себя во имя «высших целей» принимать такие решения и осуществлять такие действия, которые не соответствуют представлениям народа.
Легализация уступает по степени легализации путем принятия конституции на референдуме (голосование избирателей). Принятие временных конституций характеризует обычно лишь переходные процессы легализации. Уровень легитимации государственной власти обычно определяется участием населения в выборах высших и местных органов государства, его голосованием по поставленным на референдумах вопросам о доверии к тем или иным институтам, олицетворяющим государственную власть.
Проблемы
легализации и легитимации государственной
власти — сравнительно новое поле исследований
для отечественной науки. В условиях тоталитарного
социализма они не ставились или трактовались
искаженно.
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В РОССИИ.
2.1.
СТАТУС И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Концепция Российского федерализма пока не сформировалась полностью; ее основы определены в Конституции Российской Федерации 1993г. Принципиальное значение имеет ст. 5 Конституции, являющаяся составной частью "Основ конституционного строя". В этой статье закрепляются принципы федеративного устройства страны: ее государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие субъектов Федерации, а также принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации.
Основами конституционного строя установлено также, что, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Этот принцип распространяется не только на организацию федеральных органов государственной власти, но и на организацию органов государственной власти субъектов Федерации.
Сферу государственно-властных отношений на уровне Федерации регулируют статьи Конституции, закрепляющие статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и органов судебной власти Российской Федерации, и другие статьи Конституции, которые предусматривают порядок разрешения споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, между государственными органами самих субъектов Федерации и др.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции, она имеет прямое действие или, другими словами, является непосредственно действующим правом. И в этом смысле Конституция - органическая составная часть правовой системы и реализуется самостоятельно без каких-либо дополнительных предписаний. Конституцией предусматривается принятие ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов: о порядке образования и принятия в состав Российской Федерации новых субъектов Федерации, о порядке изменения статуса субъектов Федерации, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, о порядке деятельности Правительства Российской Федерации и ряда др.
Определенное значение в регулировании механизма осуществления государственной власти имеет Федеративный договор. Но его положения действуют не параллельно с нормами Конституции, не дополняют Конституцию, а имеют силу постольку, поскольку не противоречат Конституции.
Регламентация организации государственной власти в субъектах Федерации осуществляется конституциями республик в составе Российской Федерации и уставами краев, областей, городов федерального значения и автономных образований. Каждый из этих актов устанавливает систему органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации, их компетенцию и взаимоотношения между собой, а также некоторые особенности государственно-властных отношений субъекта Федерации и Федерации.
Структуру и полномочия федеральных органов государственной власти определяют конституционно-правовой статус Федерации и ее полномочия.
Статус Федерации включает важнейшие черты ее федеративной государственности. Он характеризуется, прежде всего, тем, что Российская Федерация является суверенным государством, полноправным субъектом международного сообщества, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с федеральной Конституцией находятся в ведении органов власти субъектов Федерации.
В отношении всей своей территории Федерация обладает высшей властью. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, и это означает, что ей должны соответствовать не только акты федеральных государственных органов, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации и акты органов местного самоуправления. Конституция распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации и олицетворяет собой единство системы государственной власти. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, устанавливает режим и защиту государственной границы.
Российская Федерация имеет единое гражданство. Она определяет основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения спорных вопросов в этой сфере. Гражданство республики не оказывает влияния на правовое положение гражданина Российской Федерации, так как каждый гражданин Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданство республик не порождает института двойного гражданства.
Федерация имеет единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Статус Федерации нашел свое конкретное выражение в закрепленных федеральной Конституцией предметах ведения и полномочиях, принадлежащих исключительно Федерации. Передача этих полномочий и предметов ведения субъектам Федерации невозможна и недопустима в соответствии с действием других положений Конституции, в частности о государственном суверенитете.
Все эти факторы обеспечивают механизм государственной власти Федерации, в состав которого входят Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционны Суд, Верховный Суд и Высший арбитражный суд Российской Федерации, а также Прокуратура Российской Федерации. В структуре некоторых федеральных органов государственной власти отражена федеральная природа страны.
Конституцией учрежден принципиально новый для страны статус представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
В системе государственной власти Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство является фактически высшим органом исполнительной власти, поскольку в ряде статей Конституции применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти". Однако роль и место Правительства в системе исполнительной власти прояснится в полной мере только с принятием федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации.
В отличие от законодательной власти исполнительная власть осуществляется в системе органов, т.е. с определенной административной соподчиненностью. Но если в унитарных государствах исполнительная вертикаль действует в чистом виде, в Российской Федерации принцип единства системы исполнительной власти обеспечивается только в пределах ведения Федерации и пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено принятие федеральных конституционных законов, регламентирующих порядок организации и деятельности отдельных федеральных органов государственной власти. Пока принят лишь один из них "О конституционном Суде Российской Федерации". Практика взаимодействия Президента и других федеральных органов государственной власти подсказывает целесообразность подготовки и принятия и иных федеральных законов, в частности, о Президенте Российской Федерации, Государственной Думе, Совете Федерации. Так, в законе о Президенте можно было бы детализировать конституционные нормы и, учитывая опыт функционирования этого института государственной власти, восполнить имеющиеся пробелы и внести необходимые коррективы в статус Президента Российской Федерации.
Нуждаются в урегулировании и некоторые принципиальные вопросы статуса палат Федерального Собрания. Конституционные положения требуют детализации и развития. Статус Федерального Собрания имеет конституционный характер. Правда, существуют вопросы, относящиеся к совместным заседаниям палат, но для урегулирования этих вопросов целесообразно разработать Регламент совместных заседаний палат, который может быть принят в виде закона.
Процесс изменения Конституции повлечет не только разрушение принятой формы правления, соотношения властей. Он с неизбежностью вызовет цепную реакцию изменений и в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Ведь изменения конституционного текста, принятые квалифицированным большинством каждой из палат Федерального Собрания, должны получить одобрение законодательных собраний не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Это может стать поводом для притязаний некоторых субъектов Федерации на расширение полномочий или перераспределение собственности.
ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ
СУБЪЕКТОВ.
Принято считать, что главное в федерализации разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Но и в унитарном государстве разграничиваются полномочия между центральными и местными органами государственной власти. Территориальные образования в унитарных государствах обладают порой большими полномочиями, чем субъекты Федераций. Таким образом, разграничение полномочий между центром и регионами не является прерогативой такого рода государственного устройства, как федерация. Важнейшая ценность, которую привносит федерализация, - максимальная демократизация, создание условий для подлинной свободы личности, реализации прав человека и гражданина. Монополизация власти в центральных органах государственной власти не может обеспечить гражданские свободы. Для этого в федеративных государствах и осуществляется разделение государственной власти по вертикали.