Государственные финансы РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

•сущность государственных финансов и их роль в экономике;
•методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
•финансовую систему Республики Казахстан

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая 2 - основная.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений.  Ими пронизана внутренняя жизнь  любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия  и  кончая  национальной  экономикой  в целом, образуются фонды денежных  средств.  При  этом  не  имеет  значения,  в  какой  форме  выступают деньги:   в виде наличных бумажных   знаков,  толи  в  форме  кредитных карточек,  или на значащихся    на   банковских  счетах  сумм   вообще  вне  всякой формы.

     Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

     Финансовая  система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

     Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают государственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

     Государственные финансы управляются Министерством финансов и Министерством государственных доходов Республики Казахстан.

     Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в  производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

     Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с  распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.

     Субъектами  денежных отношений в этой сфере  является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане с другой.

     Поскольку финансы -  это распределительная  категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование  финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

     Предмет курсовой работы – Государственные  финансы

     Объект  курсовой работы – Сущность и функции  государственных финансов, формирование и использование государственного бюджета.

     Целью курсовой работы является дать общую  характеристику государственных финансов

     Исходя  из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • сущность государственных финансов и их роль в экономике;
  • методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
  • финансовую систему Республики Казахстан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Характеристика  государственных  финансов
 
     
    1. Понятие государственных финансов
 

     Государственные  финансы  являются  важной  сферой  финансовой  системы страны,  призванной   обеспечить государство денежными средствами,  необходимыми ему  для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической  сущности   государственные   финансы – это   денежные  отношения  по поводу распределения  и   перераспределения  стоимости      общественного   продукта  и   части национального  богатства,   связанные   с  формированием   финансовых ресурсов   в    распоряжении    государства  и    его предприятий    и  использованием     государственных  средств на затраты по расширению производства,  удовлетворению  растущих   социально-культурных  потребностей   членов  общества,  нужд  обороны  страны  и  управления.  Субъектами   денежных отношений  в  данной  сфере являются     государство,  предприятия,  объединения,  организации,  учреждения и   граждане.

     Экономическое  содержание  государственных  финансов  неоднородно;  в  их  составе  выделяются  отдельные  обособленные  звенья,  каждое  из  которых  выполняет  специфические  функции.  В  состав  государственных   финансов   включаются:   бюджеты  разных  уровней   государственного  управления,  внебюджетные фонды, государственный кредит,  финансы  государственных    предприятий.  Благодаря   разному   функциональному   назначению  перечисленных  звеньев   государство оказывает  влияние  на  широкий   спектр  экономических   и  социальных  процессов,  решение  отраслевых  и  территориальных   проблем.

     Государственные финансы мобилизуют денежные ресурсы для выполнения государством своих функций, обеспечивающих нормальное политическое, экономическое и социальное развитие. К которым относятся:

     Оказание  государственных услуг общего назначения, включающих функционирование органов  государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.

     Обеспечение законодательных основ страны, предполагающую наряду с выработкой и реализацией  законов, организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства.

     Разделение  полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями  власти, между центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый кодекс и т. п., должно обеспечить устойчивую систему  и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.

     Разработка  и реализация экономической политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий  для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.

     Чтобы государство было эффективным, необходимы пути и методы, которые должны быть различными и зависят от конкретной обстановки. То, что годится для стран с развитой рыночной экономикой, может не подойти для Китая, Аргентины или Афганистана. Даже для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои рецепты. Мировой опыт учит, что не существует общих шаблонов действий, не зависящих от конкретной ситуации.

     Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование  отношений с другими странами путем участия в ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ОИК международных финансовых и  кредитных организациях, на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.

     Проблемы  регулирования интеграции в мировую  экономику приобрели особую актуальность в конце XX - начале XXI вв. Развитие международной  торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.

     Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.

     Наиболее  общими предпосылками эффективности  государства являются следующие:

     - объем осуществляемых государством  функций и реализуемые им меры  должны соответствовать экономическому  потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;

     - используемые меры и механизмы  должны быть работоспособными  и содействовать улучшению экономической  ситуации;

     - работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду  нацеливание его на решение  проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.

     Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

     По  мере роста экономического потенциала страны возможности государства  и его способность расширять  свои функции увеличиваются. Государственные  расходы в странах с развитой рыночной экономикой в 90-е годы XX в. составляли около половины ВВП, тогда в развивающихся странах - около 1/4 или 1/3. Попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как в развитых странах, обречены на провал, кроме вреда, ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.

     Масштабы  перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. В диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе — крайности. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере.

     Специфической  частью  государственных  финансов  выступают  денежные      отношения,  составляющие  содержание  государственного  кредита.        Государственные  кредитные отношения  возникают в связи с мобилизацией  временно  свободных   денежных     средств  предприятий,  организаций  и  населения  и  их   передачей   во    временное   пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных   расходов.  Привлечение государством   временно  свободных денежных средств   юридических  и  физических  лиц  осуществляется  путем  продажи  на             финансовом   рынке  облигаций,   казначейских  обязательств  и   других   видов       государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.  Государственный  кредит  играет  важную  роль  в  укреплении  экономики и ее  финансовом  оздоровлении.

Информация о работе Государственные финансы РК