Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:14, контрольная работа
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века, одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой – в рамках реформы социальной защиты населения. В этот момент в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия:
Сущность, функции и роль внебюджетных фондов…………………………..3
Организационно-правовые основы деятельности социальных внебюджетных фондов в Российской Федерации……………………………………………….7
Место внебюджетных фондов в структуре финансовой системы РФ………12
Пенсионный фонд……………………………………………………………….14
Фонд Социального Страхования……………………………………………….16
Фонд обязательного медицинского страхования……………………………...20
Статистика доходов и расходов внебюджетных фондов в 2006-2010 годах...26
Список литературы………………………………………………………………30
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Красноярский
филиал
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по | Финансы и кредит | за | 4 | курс | |||||||||||||||||||
на тему | Государственные внебюджетные фонды | ||||||||||||||||||||||
(полное наименование темы) | |||||||||||||||||||||||
Студента(ки) | Петухова Алексея Валентиновича | ||||||||||||||||||||||
(Фамилия, имя, отчество студента, полностью) | |||||||||||||||||||||||
факультет | заочный | группа | ЗЭТ-81 | ||||||||||||||||||||
по специальности | Экономика труда | ||||||||||||||||||||||
срок предоставления | Дата отправки работы: | ||||||||||||||||||||||
работы по графику: | |||||||||||||||||||||||
« | 07 | » | августа | 201 | 1 | г. | « | 26 | » | сентября | 201 | 1 | г. |
Рецензент: | Кырова Елена Васильевна |
(Фамилия, имя, отчество преподавателя, полностью) | |
РЕЦЕНЗИЯ
оценка:_______________________
дата проверки
«___»___________2011г.
Преподаватель ______________________________
(роспись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сущность, функции
и роль внебюджетных фондов…………………………..3
Организационно-правовые
основы деятельности социальных внебюджетных
фондов в Российской Федерации……………………………………………….7
Место внебюджетных
фондов в структуре финансовой системы
РФ………12
Пенсионный фонд………………………………………
Фонд Социального
Страхования……………………………………………….
Фонд обязательного
медицинского страхования……………………………...20
Статистика доходов
и расходов внебюджетных фондов в 2006-2010
годах...26
Список литературы…………………………………
Сущность, функции и роль внебюджетных фондов
Внебюджетные
фонды как специфический
С учетом опыта европейских государств и США, свидетельствующего о неэффективности финансирования социальных затрат из бюджета в условиях экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение о реформировании системы социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечивать финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов. Предполагалось, что внебюджетные фонды в качестве инструмента мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов будут иметь следующие преимущества по сравнению с бюджетом.
1.
Обеспечение целевого
Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались в течение 1991—1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Были образованы Пенсионный фонд Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1991 г.), Фонд социального страхования Российской Федерации (26 июля 1992 г.), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (8 июля 1993 г.), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (24 февраля 1993 г.).
Законодательное регулирование деятельности территориальных внебюджетных фондов осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительских и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (принят 15 апреля 1993 г.).
Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся специальные целевые обязательные платежи, отчисления от прибыли организаций, средства бюджетов, прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом, займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке. Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на это органа.
В Российской Федерации также были образованы фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения на федеральном уровне для финансирования разнообразных целевых расходов (Федеральный и территориальные дорожные фонды, Российский фонд технологического развития при Министерстве науки Российской Федерации, Фонд финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции, Фонд финансирования НИОКР в строительном комплексе, Фонд лесного хозяйства для финансирования НИОКР, Фонд финансового регулирования в топливно-энергетическом комплексе, фонды АО энергетики и электрификации, Фонд финансового регулирования в металлургической промышленности, Инвестиционный фонд Министерства путей сообщения Российской Федерации, Целевой фонд содействия конверсии, Фонд ценового регулирования при Министерстве финансов Российской Федерации, Фонд стабилизации и развития РАО «Газп ром», Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный и территориальные экологические фонды и т.п.), которых в 1994 г. насчитывалось порядка 30. Кроме того, создавались территориальные (региональные и местные) внебюджетные фонды. Задачи последних в основном сводились к следующему: во-первых, аккумулировать не которые неналоговые доходы (различные платежи и добровольные взносы); во-вторых, расходовать средства по целевому назначению. Наибольшее распространение получили территориальные фонды социальной поддержки населения и фонды развития жилищного строительства.
К концу 1990тх годов большинство отраслевых внебюджетных фондов было ликвидировано либо консолидировано в федеральный и региональные бюджеты. Причиной данного процесса была их финансовая неустойчивость: в условиях финансового кризиса не удалось сформировать достаточный объем ресурсов для финансирования целевых расходов.
Таким образом, с институциональной точки зрения государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Феде рации. Если рассматривать внебюджетные фонды как финансовую категорию, то они представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.
Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.
Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах, аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме, перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т.п.).
Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы — неравное распределение дохода, когда те, кто более всего заслужили получение доходов, могут их не иметь, и, наоборот, люди, внесшие незначительный вклад и производство или какое-то дело, накапливают огромное количество материальных и денежных ресурсов. Внебюджетные социальные фонды в соответствии с теорией «рыночного фиаско и правительства» являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП. Таким образом, внебюджетные фонды содействуют достижению социального равновесия.