Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:14, контрольная работа
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века, одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой – в рамках реформы социальной защиты населения. В этот момент в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия:
Сущность, функции и роль внебюджетных фондов…………………………..3
Организационно-правовые основы деятельности социальных внебюджетных фондов в Российской Федерации……………………………………………….7
Место внебюджетных фондов в структуре финансовой системы РФ………12
Пенсионный фонд……………………………………………………………….14
Фонд Социального Страхования……………………………………………….16
Фонд обязательного медицинского страхования……………………………...20
Статистика доходов и расходов внебюджетных фондов в 2006-2010 годах...26
Список литературы………………………………………………………………30
Обязательное пенсионное страхование организовано на основе двух принципов: солидарного перераспределения (страховая часть трудовой пенсии) и персонального накопления к капитализации страховых взносов (накопительная часть трудовой пенсии). Законодательство предполагает участие в обязательном пенсионном накопительном страховании негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане. Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению финансируются за счет средств федерального бюджета.
Создание государственных социальных внебюджетных фондов не является единственным направлением организации социальной защиты в нашей стране. Согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ в России поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, предусматривается возможность по инициативе субъектов Федерации, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных объединений либо граждан за счет собственных средств предоставлять материальную поддержку отдельным социальным группам или гражданам в дополнение к социальному обеспечению, гарантируемому Конституцией РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1079 «О негосударственных пенсионных фондах» для улучшения пенсионного обеспечения граждан организации и коллективы граж дан могут учреждать пенсионные фонды, не входящие в систему государственного пенсионного обеспечения, и выплачивать из них пенсии в дополнение к государственным.
Государственная Дума 8 апреля 1998 г. приняла Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», которым утвержден порядок создания фондов, их государственной регистрации и лицензирования, установлены права и обязанности вкладчиков и фондов, способы гарантирования исполнения фондами обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению населения, направления размещения пенсионных резервов.
Итак, процесс формирования нового звена российских государственных финансов — внебюджетных фондов шел параллельно с реформированием бюджетной системы и к настоящему моменту в основном завершен. Но их развитие в рамках совершенствования финансового обеспечения способов социальной защиты граждан продолжается и должно стать приоритетной задачей органов государственной власти.
Место
внебюджетных фондов
в структуре финансовой
системы
Государственные внебюджетные фонды являются звеном государственных финансов финансовой системы.
Рассмотрим подробнее содержание финансовых отношений и направления финансовых потоков, которые связаны с государственными внебюджетными фондами.
Более 86% доходов государственных внебюджетных фондов формируется за счет единого социального налога (до 1 января 2010г.) и прямых взносов a фонды (с 1 января 2010г.), поступлений из бюджетов. Страховые взносы поступают от хозяйствующих субъектов, самозанятого населения и территориальных бюджетов (за неработающее население) согласно федеральному законодательству.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федераци плательщиками взносов в Пенсионный фонд Российской Федераций являются работодатели: организации, физические лица и индивидуальные предприниматели. Установлена регрессивная шкала налогообложения.
Расходы по уплате страховых платежей относятся на себестоимость продукции (услуг). В результате в социальные внебюджетные фонды поступает около 8% ВВП страны. Кроме того, средства в фонды могут поступать в результате удовлетворения регрессных требований, а также в форме добровольных взносов. Финансовый поток из внебюджетных фондов в направлении субъектов хозяйствования, перечисляющих основную сумму взносов, ограничен возвращаемыми организациям и индивидуальным предпринимателям по их требованию переплаченными ими по авансам взносами.
В качестве следующей группы финансовых отношений можно назвать взаимодействие с органами государственной власти. Правительство РФ на постоянной основе перечисляет из федерального бюджета средства в доходы всех социальных фондов, например, в Пенсионный фонд Российской Федерации — на выплату базовой части трудовых пенсий и государственное пенсионное обеспечение, в Фонд социального страхования Российской Федерации — на выплату пособий пострадавшим от радиационных воздействий, в фонды обязательного медицинского страхования — на реализацию федеральных программ.
Из бюджетов субъектов Российской Федерации средства поступают в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения.
В обратном направлении финансовые ресурсы не поступают: «Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат» (Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 143). Однако фонды могут кредитовать Правительство РФ, приобретая государственные ценные бумаги или заключая кредитные соглашения.
Доходы внебюджетных фондов перераспределяются в пользу домашних хозяйств в форме пенсий, пособий, оплаты медицинских услуг и финансирования лечения и отдыха граждан. Их объем можно приблизительно оценить в 8,4% ВВП.
Особые финансовые отношения складываются у внебюджетных фондов с банками. Во-первых, это отношения с Банком России, на счетах которого фонды хранят свои денежные средства. Таким образом, с одной стороны, Банк России пополняет свои ресурсы за счет остатков на текущих счетах фондов, с другой стороны, фонды могут использовать разветвленную структуру Банка России для бесперебойных и бесплатных расчетов." Во-вторых, это отношения с коммерческими банками. Фонды в соответствии с нормами, регулирующими их деятельность, могут размещать временно свободные ресурсы на депозитных счетах в банках, а также заключать с ними кредитные договоры, восполняя временную нехватку денежных средств и не допуская при остановку выплат застрахованным.
Специфические финансовые отношения складываются у территориальных фондов обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями в тех регионах России, где. в данном процессе задействованы три звена: фонд, страховая компания, лечебно -профилактическое учреждение. Аккумулированные страховые взносы фонд направляет страховщикам в размере, определяемом количеством застрахованных у них граждан и величиной тарифа на базовую медицинскую услугу. Страховщики направляют полученные средства на формирование резервов и оплату счетов лечебно - профилактических учреждений. Взносы страхователей являются источником финансирования выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве в форме пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат, оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных, в том числе санаторно-курортного лечения, а также профессионального переобучения.
С
января 2000 г. сформировался еще один
финансовый поток между работодателями
и Фондом социального страхования Российской
Федерации. В соответствии с Федеральным
законом от 24 июля 1998 г, «Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаем на производстве и профессиональных
заболеваний» хозяйствующие субъекты
обязаны перечислять в Фонд страховые
взносы, дифференцированные по группам
отраслей (подотраслей) экономики с учетом
класса профессионального риска. Тарифооблагаемой
базой является начисленный по всем основаниям
доход застрахованных.
Подробнее рассмотрим работу трех основных внебюджетных фондов РФ.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Пенсионный фонд Российской Федерации – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), и свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. За счет средств Фонда получают пенсии свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты 20 млн. льготников.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций :
В настоящее время трудовая пенсия по
старости в России состоит из трех частей:
базовой (гарантируется государством,
и ее размер устанавливается законодательно
в виде фиксированной суммы), страховой
(дифференцированная часть, зависит от
результатов труда конкретного человека)
и накопительной (образуется только у
граждан 1967 года рождения и моложе).
Рассмотрим
динамику основных показателей Пенсионного
Фонда.
Показатели бюджета Пенсионного фонда, млрд. руб.
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |||||||
Утверждено | Исполнено | Утверждено | Исполнено | Утверждено | Исполнено | Утверждено | Исполнено | Утверждено | Исполнено | Утверждено | Исполнено | ||
Доходы бюджета ПФ | 1 566,44 | 1637,58 | 1 914,13 | 1946,82 | 2 621,08 | 2730,17 | 3282,95 | 3222,65 | 4680,04 | 5 137,38 | |||
Расходы бюджета ПФ | 1 489,47 | 1537,26 | 1 782,35 | 1786,46 | 2 113,71 | 2357,79 | 3041,48 | 3008,66 | 4398,04 | 4 822,39 | |||
Величина дефицита / профицита бюджета ПФ | 76,98 | 100,32 | 131,78 | 160,36 | 507,37 | 372,38 | 241,47 | 213,99 | 282,00 | 314,99 |