Государственный долг и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
2. проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
3. дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.

Содержание

1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (РАБ. ВАР).doc

— 870.00 Кб (Скачать документ)

                  снижается общий объем;

                  повышается доля рыночных инструментов(ОВГВЗ);

                  снижается долговая нагрузка на экономику;

                  из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет  сохраняться и в дальнейшем.

 

2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией

 

Ранее уже говорилось, что Россия Парижском клубе занимает двойственной положение, которое заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

Согласно Бюджетному кодексу России, в систему мер балансирования федерального бюджета, помимо методов управления государственным долгом страны, входит механизм управления долгом иностранных государств перед Россией как кредитором.

В соответствии со ст. 123 Бюджетного кодекса «долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией». Законодательное регулирование данного вида долга осуществляется следующим образом. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Россией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную думу РФ в составе документов и материалов, направляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Под реструктуризацией долга иностранных государств перед Россией понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств, в том числе с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга иностранных государств перед Россией может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности. Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год утверждаются:

• суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

• предельный размер долга иностранных государств на конец

финансового года за исключением государств — участников СНГ;

• предельный размер долга государств — участников СНГ;

• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам-участникам СНГ;

• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Россией государствам-участникам СНГ;

• программа предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам и международным организациям.

Договоры о реструктуризации или списании задолженности иностранных государств перед Россией подлежат ратификации Государственной думой РФ за исключением случаев реструктуризации задолженности и се списания в рамках участия страны в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех их участников. Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Россией может быть осуществлена в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о такой уступке, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. [2, стр.47-49]

По данным Внешэкономбанка, суммарный объем обязательств зарубежных стран перед Россией на 1 января 2007 г. составлял около 87 млрд. долл. США. Эта цифра включает обязательства стран и входящих, и не входящих в Парижский клуб кредиторов, а также обязательства стран СНГ. Как видно из таблицы 2.2.1., основная часть задолженности иностранных государств (более 76 млрд. долл. США) перед Россией приходится на страны, не входящие в Парижский клуб кредиторов, и 3/4 этой задолженности — на пять стран: Афганистан, Ирак, КНДР, Кубу и Сирию (см. таблицу 2.2.1)

Таблица 2.2.1

Задолженность иностранных государств – крупнейших должников России (в млрд. $ США)

Страна - заемщик

Сумма задолженности по основному долгу

По начисленным и неуплаченных %

Итого

Республика Куба

16,4

3,09

19,49

Сирийская Арабская Республика

10,76

3,29

14,05

Республика Ирак

6,43

3,68

10,11

Переходное Исламское Государство Афганистан

7,87

2,21

10,07

Алжирская Народно – Демократическая Республика

3,16

1,38

4,53

Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия

2,27

1,12

3,39

Республика Индия

2,63

0,05

2,68

Йеменская Республика

1,27

0

1,27

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

1,27

0

1,27

Китайская Народная Республика

1,11

0,04

1,16

 

Рассмотрим структуру долга перед Россией в разрезе валют, в которых номинирован долг иностранных государств (за исключением стран СНГ). Большая часть иностранного долга перед Россией (около 60%) номинирована в советских и переводных рублях, то есть в валюте не существующего в настоящее время государства. Данное обстоятельство серьёзно усложняет переговорную позицию России при урегулировании долгов иностранных государств, так как даже в случае признания ими долга перед нашей страной остаётся проблема пересчёта курса валют, по которым будет погашаться. Соответственно возникают сложности и в планировании бюджетных доходов страны, связанных с поступлениями от выплат по иностранному долгу перед Россией.

В настоящее время общий размер внешнего долга России соизмерим с размером иностранного долга перед Россией. Если бы качественная структура задолженности иностранных государств была близка к структуре российского внешнего долга, то Россия могла бы выплачивать свой внешний долг только за счет платежей от погашения и обслуживания долга иностранных государств перед ней. Фактически произошел бы обмен российского долга на долг перед Россией. [14, стр. 5]

Существенная часть задолженности иностранных государств перед Россией по-прежнему остается неурегулированной, причем в немалой степени она приходится на беднейшие страны, которые не в состоянии обслуживать свои долги. Членство России в Парижском клубе накладывает на нее обязательства по списанию значительной части долгов беднейших стран как клиентов Парижского клуба, так и не входящих в их число (если для урегулирования задолженности таких стран применяются процедуры Парижского клуба), что и происходит в действительности. По некоторым оценкам, за последние десять лет Россия списала своим должникам более 45 млрд. долл. США. [17, стр.7]

Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела отчет о результатах проверки погашения кредитов, ранее предоставленных СССР и Россией иностранным государствам. А также рассмотрела отчет по урегулированию и выверке задолженности иностранных государств перед Россией.

Коллегия отметила, в связи с представленными материалами, несовершенство нормативно-законодательной базы. В частности, бюджетный кодекс позволяет проводить реструктуризацию и списание части задолженности перед Россией без ратификации соответствующих договоров в парламенте, на основании участия РФ в международных финансовых организациях. Это, по мнению экспертов палаты, противоречит закону "О международных договорах РФ".

В результате, в 1996-2001 гг. после присоединения России к Парижскому клубу была списана задолженность иностранных государств на общую сумму более 25 млрд долл. При этом отчеты правительства о задолженности в Госдуму не представлялись. Помимо этого, 73,6% задолженности правительств иностранных государств являлись просроченными еще по состоянию на 1 января 2006 г.

По итогам проверки также выявлено, что допускались необоснованные решения при проведении зачетов по задолженности. Так, зачет долгов Украины на сумму 12,5 млн долл. был произведен на невыгодных для России условиях путем поставки Украиной трех рыбопромысловых судов. Это нанесло ущерб федеральному бюджету в размере 8,5 млн долл.

Кроме того, имеются недостатки при ведении учета операций с задолженностью. В доходах федерального бюджета не учитываются средства в неконвертируемых и клиринговых валютах, имеют место значительные расхождения в данных учета задолженности в Минфине и Внешэкономбанке по отдельным странам, отсутствует ряд документов, послуживших основанием для полного или частичного списания задолженности ряда государств (Уганда, Нигерия).

В связи с этими фактами, коллегия решила направить информационные письма президенту и в Генеральную прокуратуру, а также представление в правительство России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального собрания.

В отдельных случаях списание Россией задолженности иностранных государств сопровождается дополнительными условиями, например, участием России в активах страны-должника, поставкой должником товаров в счет погашения части долга и т.п. Отметим, что большая часть иностранного долга перед Россией сформировалась за счет поставок спецтехники из СССР.

Таким образом, фактические финансовые потоки по обслуживанию Россией своего внешнего долга и иностранного долга перед ней различаются как минимум на порядок. В частности, в 2006 г. объем поступлений в денежной форме в федеральный бюджет в счет погашения и обслуживания задолженности по кредитам иностранных государств перед Россией составил около 508 млн. долл. США (без учета других форм погашения), а платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга — примерно 15 млрд. долл. США, из них более 1/3 пришлось на выплату процентов. [18]

Устойчивое положительное сальдо платежного баланса России, наличие профицита бюджета, а также высокий уровень золотовалютных резервов Банка России позволяют в полной мере и своевременно осуществлять обслуживание и погашение (в том числе досрочное) внешнего долга, что ведёт к сокращению бюджетного дефицита. Однако этот факт не должен снимать с повестки дня проблему урегулирования долга иностранных государств перед нашей страной.

С начала функционирования Содружества государствами-участниками СНГ использовано государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией, более чем на 6,25 млрд. долларов США.

В период с 1994 года по 1 февраля 2000 г. в погашение предоставленных государственных кредитов в доход федерального бюджета от этих стран поступило 1,77 млрд. долларов США, в том числе по основному долгу 1,01 млрд. долларов США и по начисленным процентам - 0,76 млрд. долларов США. В 1999 году поступления составили 30 млн. долларов при общей сумме погашения по всем странам мира в 650 млн. долларов.

Размер же долга государств СНГ по кредитам, предоставленным правительством России, на 1 января 2007 г. составил $3,294 млрд. Из них Украина должна $1,49 млрд, Узбекистан – $671 млн, Белоруссия – $361 млн, Таджикистан – $295 млн, Киргизия – $186 млн, Грузия – $150 млн и Молдавия – $145 млн.

В необходимых случаях Российской Федерацией был достаточно широко использован способ погашения задолженности государств СНГ в целях устранения взаимных финансовых претензий либо в счет оплаты крупных финансовых расходов России по важным объектам, находящимся на территории отдельных государств-участников СНГ.

Так, с Казахстаном взаимные финансовые проблемы были урегулированы Соглашением от 8 октября 1998 г., в соответствии с которым стороны договорились произвести погашение взаимных финансовых обязательств на сумму 1691,7 млн. долларов США, включая задолженность российской стороны за аренду комплекса “Байконур” и военно-испытательных полигонов, расположенных на территории Казахстана.

Задолженность Украины перед Россией по государственным кредитам полностью урегулирована межправительственным Соглашением о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием российского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г.

С Азербайджаном взаимные финансовые требования урегулированы на начало 1997 года по принципу “нулевого” варианта на общую сумму 36,7 млрд. неденоминированных рублей (долларовый эквивалент не определялся).

С Белоруссией в соответствии с Соглашением от 27 февраля 1996 г. урегулирование произведено путем отказа российской стороны от претензий по государственному долгу Белоруссии по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты, а белорусской стороны от претензий и компенсации по внутреннему валютному долгу бывшего СССР, за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны Российской Федерации, за комплекс зданий, переданных белорусской стороной для размещения дипломатического и консульского представительств России. Кроме того, белорусская сторона обязалась погасить задолженность за поставки российского природного газа по состоянию на 1 февраля 1996 г. посредством выпуска ценных бумаг и передачи их РАО “Газпром”, а российская сторона - погасить этими бумагами свою задолженность перед Белоруссией за расщепляющиеся материалы, извлекаемые из ядерных боеприпасов, вывезенных в Россию, и за расходы, связанные с пребыванием российских воинских формирований в 1992-1996 годах, на сумму имевшейся задолженности за газ на 1 февраля 1996 г.

С Туркменистаном на основе проведенной в 1998 году сверки долгов туркменских предприятий по российскому техническому кредиту и задолженности бывшего Союза ССР определено итоговое сальдо в сумме 91,694 млн. долларов США и 20,077 млн. индийских рупий в пользу Туркмении, которое было отражено в соответствующем проекте соглашения, одобренном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. №1021.

Информация о работе Государственный долг и его регулирование