Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа
Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
2. проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
3. дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.
1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
В этой связи было бы целесообразно реализовать настоящую концепцию в несколько этапов, последовательно решая поставленные задачи путем проведения основных мероприятий.
При определении организационно-правовой базы управления государственным долгом необходимо соблюдение следующих ключевых требований:
четкое определение организационной структуры;
наличие координации и обмена информацией между всеми участниками процесса;
четкое определение круга полномочий соответствующих участников процесса.
На первом этапе реализации данной Концепции предполагается осуществить следующие мероприятия:
Совершенствование текущей системы управления государственным долгом и финансовыми активами
Управление государственным долгом и финансовыми активами должно базироваться на наличии всеобъемлющей базы данных о государственном долге и активах, связанных с долговыми операциями, анализе рисков, связанных со структурой государственного долга и активов, прогнозе платежей по погашению и обслуживанию долга, текущих и прогнозируемых денежных потоков, текущей бюджетной ситуации и ее прогнозе на ближайшую перспективу, анализе ситуации на финансовых рынках.
Реализация политики по совершенствованию управления государственным долгом предполагает:
внесение изменений в законодательные и нормативные акты, позволяющие осуществлять активное управление государственным долгом в оперативном режиме (операции на рынке с государственными долговыми обязательствами, долговые свопы, обмен долговых обязательств и др.);
создание механизмов и процедур координации деятельности подразделений, осуществляющих в Минфине России управление различными категориями государственного долга;
создание договорно - правовой базы для осуществления операций по управлению государственным долгом;
разграничение функции по ведению переговоров, принятию решений в отношении заимствований и управления долгом от функции по мониторингу, анализу и учету внешнего долга;
сосредоточение функций в области внешних заимствований, управления государственным долгом, взаимоотношений с международными финансовыми организациями, иностранными кредиторами и институциональными инвесторами в Министерстве финансов Российской Федерации;
согласование методологии и механизмов учета государственных внешних и внутренних долговых обязательств, внедрение единой автоматизированной Книги государственного долга, а также автоматизация учета государственных долговых обязательств и учета исполнения федерального бюджета по данным обязательствам;
разработка и совершенствование процедур учета операций по управлению государственным долгом;
разработка единых процедур оценки эффективности заимствований, а также методологии и процедур анализа портфеля долговых обязательств;
установление механизмов и процедур взаимодействия в области кассового исполнения федерального бюджета и управления государственным долгом;
разработка процедур и механизмов взаимодействия Минфина России и Банка России в области взаимоотношении с международными рейтинговыми агентствами и институциональными инвесторами;
разработка процедур и механизмов взаимодействия с международными финансовыми организациями;
Создание правовых основ управления государственным долгом
Разработка и внесение в установленном порядке для принятия Федеральным Собранием проекта закона о государственном долге.
Указанный законопроект должен включать:
определение государственного внутреннего и внешнего долга, структуры и форм долговых инструментов;
полномочия исполнительной и законодательной власти в области заимствований и управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
основные принципы управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
порядок принятия решений в области управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
процедуры, нормы и правила по управлению государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
порядок взаимодействия министерств и ведомств по вопросам взаимоотношений с иностранными инвесторами, международными финансовыми организациями, международными рейтинговыми агентствами;
процедуры и порядок надзора и аудита в области управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями.
Изменения в действующее законодательство Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные акты), позволяющие обеспечить:
правовые основы по оперативному управлению государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями,
правовые основы в области методологии учета государственных обязательств и активов, связанных с долговыми операциями,
правовые основы контроля за долговыми обязательствами субъектов Федерации.
Упорядочение и кодификация действующих законов и иных нормативно-правовых актов в области управления государственным долгом.
Разработка новых и внесение изменений в действующие ведомственные нормативные документы, регламентирующие:
полномочия структурных подразделений,
процедуру и порядок совершения операций,
полномочия должностных лиц.
Создание системы взаимодействия политики в области управления государственным долгом с финансовой и денежно-кредитной политикой
Согласование долговой политики с финансовой (бюджетной) политикой должно осуществляться как на стадии разработки и утверждения закона о бюджете на очередной финансовый год, так и в ходе его исполнения. При этом разработке бюджета и среднесрочной бюджетной политики должен предшествовать анализ долговой ситуации, а также определение стратегии и политики в области управления долгом.
Взаимодействие долговой политики с денежно-кредитной политикой должно осуществляться по следующим направлениям:
Согласование между Минфином России и Банком России политики в области регулирования денежной массы, процентной политики Банка России с политикой в области внутренних и внешних заимствований,
согласование политики в области регулирования золотовалютных резервов и политики в области погашения и обслуживания внешнего долга.
Указанная работа Минфина России и Банка России могла бы осуществляться путем организации более тесного взаимодействия и координации на уровне разработки программ в области денежно-кредитной политики и процентной политики Банка России, а также политики в области управления государственным долгом. Кроме того, упомянутое взаимодействие могло бы также осуществляться путем согласования действий на рынках (исключение несогласованных операций на одних рыночных сегментах), согласования механизма обмена информацией, единой методологии оценки долга и дальнейшей разработкой таких механизмов. Принципы и механизмы такого взаимодействия должны быть закреплены в законодательстве о государственном долге Российской Федерации.
Создание единой системы учета государственного долга Система должна предусматривать:
единую методологию учета, включая учет долговых обязательств;
интегрированную автоматизированную базу данных на основе системы аналитического и синтетического учета обязательств по каждому соглашению, выверки расчетов по обслуживанию и погашению долга, расчета и прогноза платежей по погашению и обслуживанию долга;
систему бухгалтерского и статистического учета долговых обязательств государства, включая их регулярную переоценку по рыночной стоимости;
систему текущего и последующего контроля за расчетами по погашению и обслуживанию долга, рыночными операциями с задолженностью и активами, связанными с долговыми операциями.
Создание системы анализа и управления рисками, связанными со структурой государственного долга и активов
Система должна включать анализ и управление рисками:
ликвидности
риск ограничения доступа к внутреннему и внешнему рынкам капитала,
риск концентрации платежей в определенном временном отрезке, связанный со структурой долга по срокам погашения
изменения стоимости обслуживания долга (процентный риск)
учет, ведение и управление единой процентной позицией федерального бюджета;
риск несоответствия фиксированной ставки текущим рыночным ставкам,
риск изменения плавающих процентных ставок (ставки купона) и премии по государственным долговым обязательствам при их рефинансировании;
валютным риском - учет и управление единой валютной позицией федерального бюджета.
Система анализа рисков, связанных со структурой государственного долга и активов, связанных с долговыми операциями, должна, в том числе, предусматривать мониторинг и анализ влияния макроэкономических факторов, эволюции платежного баланса, фискальных рисков на способность погашать и обслуживать государственную задолженность (оптимальный размер долга и объем заимствований, оптимальные стоимостные параметры долга и заимствований).
Внедрение стратегического и текущего планирования в области управления государственным долгом
Разработка стратегии должна основываться на следующих элементах:
анализ и прогноз развития экономики, как основы для определения приемлемого уровня государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению;
анализ и прогноз фискальной и бюджетной политики государства, включая доходы и расходы бюджета;
анализ и прогноз платежного баланса, движения золотовалютных резервов, движения курсов основных мировых валют;
прогноз динамики внутреннего и международного финансовых рынков, способности государства осуществлять внешние и внутренние заимствования на приемлемых условиях;
анализ и прогноз платежей по погашению и обслуживанию государственного долга;
анализ и прогноз состояния активов государства, связанных с долговыми операциями, эволюции их рыночной стоимости, а также поступлений по указанным активам.
Стратегия должна разрабатываться на срок не менее 5 лет и включать следующие основные моменты:
политику в области обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, включая стратегию в отношении реструктуризации отдельных категорий государственного долга;
политику в области внутренних и внешних заимствований;
в политику в отношении внутренних и внешних финансовых активов;
в план действий при возникновении кризисных ситуаций.
Стратегия должна утверждаться Правительством и служить основой для последующей разработки текущей годовой политики в области управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями, а также используется при разработке проектов законов о бюджете в части планирования расходов на обслуживание и погашение государственного долга и новых заимствований.
Текущая политика в области управления государственным долгом должна разрабатываться ежегодно в рамках долговой стратегии в тесной связи с бюджетным планированием и содержать детальные мероприятия в сфере государственного долга, включая программу действий.
Стратегия управления государственным долгом и разрабатываемые на ее основе ежегодные программы управления долгом должны включать помимо качественных и количественные показатели, позволяющие осуществлять мониторинг их реализации. Анализ результатов реализации годовых программ будет осуществляться ежеквартально, долговой стратегии - ежегодно. Стратегия будет корректироваться с учетом результата мониторинга соответствующих отчетов о реализации годовых программ.
На втором этапе реализации Концепциинеобходимо провести мероприятия по переходу к:
. централизованному управлению государственными обязательствами.
Для этого надлежит обеспечить:
централизованный порядок принятия решений в сфере управления государственным долгом;
сосредоточение функций по привлечению кредитов и займов, предоставлению государственных платежных гарантий, функций по погашению и обслуживанию долга в едином уполномоченном ведомстве,
единство политики управления внутренним и внешним государственным долгом;
Информация о работе Государственный долг и его регулирование