Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа
Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
2. проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
3. дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.
1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Яркий пример указанного недостатка действующей системы управления долгом - наличие "пиков" в графике платежей по внешнему долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008 годы. Более того, нередко платежи в пределах одного финансового года концентрируются в пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняет процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета.
6. Координация долговой политики государства с политикой в области управления золотовалютными резервами я процентной политикой Банка России
Политика в области управления государственным долгом непосредственно влияет на денежно-кредитную политику и, в частности, на курс рубля, денежную массу, уровень золотовалютных резервов. Одновременно, денежно-кредитная (в том. числе процентная) политика Банка России оказывает непосредственное влияние на стоимость, состояние и рынок внутренних заимствований, а размер золотовалютных резервов на. способность страны погашать и обслуживать внешний долг, что, в конечном счете, влияет на кредитный рейтинг России и стоимость внешних заимствований.
В настоящее время упомянутая координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Банка России на соответствующий год. При этом механизм координации среднесрочной бюджетной и долговой политики и денежно-кредитной политики не определен.
С учетом изложенного, становится ясна необходимость четкого формулирования сферы обязанностей, процедур и механизмов взаимодействия и координации бюджетной и долговой политики, функций и сопряженной с ними ответственности, а также обмена информацией между государственными органами, вовлеченными в процесс формирования бюджетной и денежно-кредитной политики, а также в процесс управления долгом.
В отсутствие указанного взаимодействия и координации возможности реагирования системы управления государственным долгом на изменение экономических и финансовых условий, состояние финансовых рынков, являются ограниченными, что увеличивает риски крупных потерь и кризисов.
7. Открытая, регулярная и адекватная отчетность о государственном долге.
Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов, с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом.
Между тем прозрачность режима принятия решений, распределения полномочий, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства, что, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. В этой связи представляется целесообразным внедрение в практику работы регулярного (ежеквартального, ежегодного) опубликования информации, касающейся основных аспектов сферы управления государственным долгом (целей и инструментов текущей долговой политики, основных характеристик портфеля государственных обязательств, результатов аудиторской проверки деятельности в области управления государственным долгом, программ предполагаемых заимствований, стратегии государственных мер по формированию эффективного рынка государственных ценных бумаг и др.). При этом имеется, в виду, что механизмы, обеспечивающие конфиденциальность оперативной информации о заимствованиях и государственном долге, должны быть сохранены и развиты.
8. Система учета и регистрации субфедеральпых, региональных и муниципальных заимствований, а также анализа заимствований негосударственного сектора экономики.
Субфедеральные, региональные и муниципальные заимствования представляют собой также один из факторов риска устойчивости государственных финансов и оказывают непосредственное влияние на государственную политику в области управления долгом. Отсутствие четкой политики в отношении этих заимствований, а также механизмов их. регулирования усугубило долговой кризис Российской Федерации в 1998 году.
Несмотря на установленные в настоящее время законодательные ограничения на новые заимствования субъектами Федерации и муниципалитетами, система контроля за соблюдением этих ограничений недостаточно эффективна. Кроме того, действующая система управления государственным долгом не имеет эффективных инструментов и механизмов влияния на заимствовать на корпоративном уровне, в том числе предприятий государственного сектора экономики. Таким образом, риски, связанные с негосударственными заимствованиями, остаются одним из уязвимых элементов системы управления государственным, долгом.
9. Единый орган, уполномоченный осуществлять заимствования от имени Правительства.
Действующее законодательство не закрепляет функции учета, оперативного управления долгом и осуществления заимствований за одним уполномоченным органом Правительства, что предполагает возможность осуществления заимствований другими органами исполнительной государственной власти от имени Правительства. В прошлом указанная, практика привела к значительному росту долга бывшего СССР и Российской Федерации за счет предоставления федеральными органами государственной власти гарантий и осуществления заимствований от имени Правительства, а также возможность осуществления заимствований государственными унитарными предприятиями, входящими в государственный сектор экономики.
4. Упомянутые выше проблемы и недостатки действующей системы управления государственным долгом обуславливают необходимость реформирования системы управления государственным долгом с целью создания единой эффективной и интегрированной системы, а также пересмотра принципов ее функционирования с учетом мирового опыта и особенностей текущего положения страны.
5. Цели и принципы реформирования и развития системы управления государственным долгом.
Изложенные выше методологические подходы относительно понятия, роли и места системы управления государственным долгом позволяют определить основную задачу реформирования и развития системы управления государственным долгом.
Указанная задача заключается, как отмечалось ранее, в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями и постепенном снижении зависимости государственного бюджета от ситуации в долговой сфере.
Достижение целей по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга па экономически безопасном уровне возможно при выполнении системой управления государственным долгом следующих задач:
1. повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;
2. дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы;
3. оптимизация структуры государственного долга Российской Федерации;
4. сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
5. обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
6. развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.
Упомянутые задачи могут быть реализованы только в случае создания и совершенствования следующих элементов системы управления государственным долгом:
7. совершенствование правовых основ в области управления долгом;
8. создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом;
9. создание единой системы учета государственного долга и единой базы данных, по учету государственного долга;
10. создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового анализа долговых операции и заимствований;
11. формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;
12. совершенствование механизмов взаимодействия системы управления долгом с системой кассового управления средствами бюджета;
13. создание системы и механизмов взаимодействия, включая межведомственные и внутриведомственные процедуры управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами;
14. создание системы учета в секторе государственного управления, основанной на принципе начисления.
15. внедрение интегрированной системы по аналитическому учету субфедеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.
16. Организационная структура системы управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти
Реформирование системы управления государственным долгом Российской Федерации должно предусматривать четкое определение функций органов государственной власти в области управления долгом и порядок их взаимодействия.
Полномочия органов государственной власти
Функции органов и ветвей государственной власти в области управления государственным долгом должны распределяться следующим образом:
Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу;
Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного долга я предел государственных внутренних и внешних заимствований;
Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и активами, утверждает стратегию -в области управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и параметры заимствований, включая программу государственных заимствований.
Центральный банк Российской Федерации на стадии разработки и реализации стратегии в области управления государственным долгом согласует Минфину России вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления внутренних и внешних заимствований;
Министерство финансов Российской Федерации от имени Правительства Российской Федерации осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утверждаемую Правительством долговую стратегию, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, источников покрытия дефицита федерального бюджета и планируемых расходов на обслуживание государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и муниципальном уровне, а также заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет обслуживание и погашение государственного долга;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации участвует в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.
специализированная организация- Федеральное агентство по управлению государственным долгом, осуществляющее по поручению Министерства финансов Российской Федерации отдельные функции по управлению государственным долгом.
При этом, распределение полномочий между Минфином России и долговым агентством в рамках управления государственным долгом будет выглядеть следующим образом:
Министерство финансов Российской Федерации:
организует управление государственным долгом в рамках предоставленных Правительством РФ полномочии;
разрабатывает стратегию и годовые программы в области управления государственным долгом и финансовыми активами;
в рамках разработки законов о бюджете определяет потребность в источниках финансирования бюджета;
осуществляет от имени Правительства эмиссию государственных ценных бумаг;
проводит переговоры и заключает от имени Правительства соглашения с кредиторами;
управляет средствами федерального бюджета;
обеспечивает учет и составляет отчетность об исполнении федерального бюджета в соответствии с положениями бюджетного законодательства;
осуществляет платежи в счет обслуживания и погашения государственного долга.
Федеральное агентство по управлению государственным долгом:
участвует по поручению Минфина России в реализации утвержденной Правительством стратегии и годовых программ в области управления государственным долгом и финансовыми активами;
от имени и по поручению Минфина России осуществляет перевод средств кредиторам Российской Федерации;
участвует в ведении переговоров с кредиторами Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий;
ведет аналитический учет государственных долговых обязательств и финансовых активов, связанных с долговыми операциями;
анализирует риски, связанные со структурой государственного долга и финансовых активов, связанных с долговыми операциями;
ведет детализированную базу данных о государственных долговых обязательствах, включая обязательства федерального правительства, субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов, а также о финансовых активах;
заключает в рамках предоставленных полномочий договора с инфраструктурными организациями;
осуществляет по поручению Министерства финансов Российской Федерации операции на рынке государственных долговых обязательств.
17. Основные мероприятия по созданию единой системы управления государственным долгом
В связи с отсутствием или незавершенностью формирования многих элементов системы управления государственным долгом Российской Федерации, ее реформирование займет примерно 2-3 года.
Информация о работе Государственный долг и его регулирование