Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа состоит из  1 файл

гос ДОЛГ.docx

— 447.68 Кб (Скачать документ)

       Министерство  образования Республики Беларусь

       УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

       «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  университет»

 

       Факультет  «финансово-экономический»________________________

       Кафедра «финансов »______________________________________

 
 
 
 
 
 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 

       По  дисциплине Теория финансов______________________________

       Тема: «Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе»_____

       Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)

       Добыш Анастасия Игоревна, финансово-экономический факультет, 3 курс, группа 07-ФК

       Руководитель  проекта

       Авилкина Марина Александровна, ассистент_____________________

       (ФИО, ученое звание, ученая степень, должность)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Новополоцк 2010

 
 

Введение

 

     Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой  практике, характеризуется тем, что  представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма  дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

     В мире нет ни одного государства, которое  в те или иные периоды своей  истории не сталкивалось бы с проблемой  растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность использования методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется прежде всего тем, что:

1) с  помощью государственной задолженности  удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств;

     2) как источник мобилизации дополнительных  ресурсов и увеличения финансовых  возможностей, государственный долг  может являться важным фактором  ускорения темпов социально-экономического развития страны;

     3) финансирование дополнительных  государственных расходов посредством  государственного долга связано  обычно с меньшими негативными  последствиями как для функционирования  экономики (например, по сравнению  с практикой использования эмиссионных источников), так и для правящей политической элиты (позволяя избежать или отсрочить повышение налоговых ставок);

     4) стратегия управления государственным  долгом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают главными элементами, балансирующими всю схему бюджетной политики в целом.

     В тоже время, необоснованное использование  государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой Центральных банков имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.

     Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

     Целью данной курсовой работы является определение  понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

 
 

 

     1. Государственный  долг

     1.1. Основа возникновения государственного долга и пути его покрытия

Государственный долг - явление в экономике далеко не новое. В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.

     Основной  возникновения государственного долга  является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

     - во-первых, осуществление крупных  государственных программ развития  экономики. Например, ее структурной  перестройкой. В этом случае появление  дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;

     - во-вторых, бюджетный дефицит может  быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;

     - в-третьих, превышение расходов  над доходами может быть вызвано  милитаризацией экономики, войнами,  стихийными бедствиями и другими  чрезвычайными обстоятельствами;

     - в-четвертых, резкое увеличение  государственных расходов в связи  с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам);

     - в-пятых, расширение трансфертных  платежей, введение налоговых льгот  и принятие других популярных  мер в определенные периоды  жизни государства (например, в  предвыборные годы и т.п.).

     При выявлении дефицита госбюджета в  первую очередь следует установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические источники покрытия, социально-экономические последствия.

     Формально размеры дефицита бюджета определяют путем уравнения объема доходов и расходов. При этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются.

     Поэтому для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные  показатели. Например, сопоставляют:

     а) дефицит бюджета и общую сумму  расходов (процент покрытия);

     б) дефицит бюджета и объем ВВП.

Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его  составления заставляет изыскивать источники для его покрытия с  наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками.

     1. Сокращение расходов госбюджета. Это самые элементарные действия, которые можно предпринять в  случае дефицита. Но этот путь  не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

     2. Увеличение налогового бремени.  Также как и первый вариант,  этот путь наиболее прост, но  его реализация на практике  приведет, в конечном счете, к уменьшению инвестиций, снижению деловой активности и в итоге - к сокращению объема производства.

     3. Эмиссионный способ финансирования  дефицита бюджета. Эту меру  можно осуществить быстро. Рост  денежной массы происходит тогда,  когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (долгохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме. Кроме того, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства.

     4. Превращение дефицита бюджета  в государственный долг. Этот  способ заключается в финансировании  дефицита госбюджета за счет:

     а) внутреннего и б) внешнего займа.

     Использование в качестве источника покрытия бюджетного дефицита внутреннего займа представляет собой выпуск государством ценных бумаг (государственных облигаций и казначейных векселей), продажу их населению и использование полученных средств для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

     Финансирование  дефицита бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран  ими международных финансовых организаций, представляет возможность получения  крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита бюджета эмиссионным путем создает угрозу высокой инфляции. Однако вместе с тем при обращении и внешнему долгу по истечении срока займа происходит утечка национального дохода за границу, так как долг надо возвращать и выплачивать проценты по нему (обслуживать), что ведет к сокращениям внутреннего объема производства и спаду в экономике.

     Таким образом, все пять способов финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки и требуют глубокого и тщательного изучения экономической ситуации сложившейся в данный конкретный момент в стране, и возможностей последней. В результате использования последних двух способов (внутреннего и внешнего займа) образуется государственный долг.

 

     1.2 Сущность и виды государственного долга

 

    Государственные займы как положительное явление  рассматривались представителями кейнсианской школы экономики. Кейнс, анализируя успехи Германии и Великобритании в 30-е гг., утверждал, что экономическое благосостояние и рост занятости в указанных странах вызван государственной политикой расширения расходов, обеспечивая их финансирование за счет государственных займов.

    Для обоснования эффективности использования  заемных инструментов для проведения расширенной бюджетной политики представители кейнсианства используют также общеизвестную модель IS-LM

    Взгляды на государственный долг как на явление  необременительное для экономики, раскритикованы после второй мировой войны рядом исследователей. Они сводятся к следующему:

    1. Бремя государственных расходов, которые финансируются налогами, – явление реальное, поскольку у налогоплательщиков принудительно изымаются ресурсы. Но расходы, финансируемые за счет заимствований, не сказываются на текущем поколении, поскольку ресурсы предоставляются кредиторами добровольно в обмен на государственные облигации или активы – для кредиторов меняется только форма сбережений;

    2. Бремя государственного долга накладывается на будущие поколения. Это бремя для всего общества, поскольку при отсутствии расходов на обслуживание долга, налоги для этого как бы не изымались.

    Основой теории бремени государственного долга  является так называемый в процентный эффект процента, смысл которого в  том, что на уплату начисленных процентов  привлекаются дополнительные займы, которые  также носят платный характер, т.е. начисляются проценты. При этом общепризнанно то понимание ситуации, что привлекаемые заемные ресурсы в первую очередь направляются на рефинансирование обязательств предыдущих периодов.

    Поскольку заимствования, как показывает мировая  практика, носят постоянный характер, то можно говорить об определенной математической закономерности формирования долговой пирамиды. Экспоненциальный рост долга обусловливает развитие дефицитности бюджета в рамках требуемого рефинансирования платежей по погашению долга и формирования новой задолженности для покрытия дефицита, в том числе расходы по обслуживанию процентного бремени. Таким образом, в данном случае государственный долг кормится за свой счет

Информация о работе Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе