Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа состоит из  1 файл

гос ДОЛГ.docx

— 447.68 Кб (Скачать документ)

    Использование внутреннего и внешнего госкредита ведёт к образованию государственного долга Республики Беларусь. Необходимо различать следующие понятия:

  • внутренний государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года;
  • внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени;
  • государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления.

    Классификация видов внутреннего государственного долга РБ и долгов местного управления и самоуправления, а также классификация  видов внешнего государственного долга  РБ утверждена на основании статьи 10 закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах»

    Понятие «основной долг» – это сумма  займа (кредита), фактически полученная заёмщиком, подлежащая возврату и не возвращённая им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем  состояния финансов государства. Чем  больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным  бюджетом (поскольку долг выплачивается  за счёт бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

    Причинами возникновения государственного долга  обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного  хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствами и др.

    Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

  • кредитные соглашения и договора, заключённые от имени 
    Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;
  • государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;
  • соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

    Внешние государственные  займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.

    Различают капитальный и  текущий государственный  долг.

    Капитальный государственный  долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

    Текущий государственный  долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

    Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном  долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

    Внутренний  государственный  долг в Беларуси может выступать в виде:

    • займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;
    • кредитов Национального банка Республики Беларусь;
    • других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

    Условия выпуска и обращения государственных  долговых обязательств регулируются постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь.

    Право привлечения заёмных средств  у юридических и физических лиц  от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

    Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок  управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.

    Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.

    Местные органы власти представляют указанным  органам необходимые сведения для  ведения реестра долгов местных  органов власти.

    Законом о бюджете страны на очередной  год устанавливается определенный лимит (предельный его размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

    Лимиты  внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются Законом  о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Определены нормы, обеспечивающие регулирование  вопросов заимствований непосредственно  на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса предусмотрено предоставление государственных гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок представления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определённым Президентам для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь.

    По  данным Министерства финансов Республики Беларусь, внутренний государственный  долг страны в 2002 – 2006 гг. был относительно небольшой – 4 – 6 % к валовому внутреннему  продукту, хотя за август 2002 года он увеличился на 8 %, а внешний долг по данным Минфина  сократился за август 2002 на 0,6 млн. долл., но к первому сентябрю оставался  на 0,8 % выше, чем на начало 2002 года.

    Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего  долга не может привести к банкротству  страны, так как это долг самим  себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путём повышения налоговых  и неналоговых платежей в бюджет, путём выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные последствия  роста внутреннего долга. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

    Другая  опасность связана с тем, что  государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

    Негативным  последствием роста внутреннего  долга является и увеличение суммы  процентных выплат по нему.

    Внешний государственный  долг Республики, как отмечалось выше, это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.

    Динамика долга относительных показателей свидетельствует о том, что Беларусь сохраняет свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП, начиная с 1996 года, не превышает 10%, отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 15%, отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 4%.

    Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.

    Размер  внешнего государственного долга постоянно  меняется в результате ежегодных  операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения  ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга. В области внешнего государственного долга основными задачами являются:

  • сохранение объёма государственного долга на экономически

безопасном  уровне;

  • сокращение стоимости обслуживания долга;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном

объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе;

  • полное финансовое обеспечение выдаваемых государственных

гарантий;

  • управление внешним государственным долгом с целью снижения

рисков, связанных с его структурой и  стоимостью его обслуживания;

  • усиление контроля за своевременным и полным выполнением

предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под  гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных  кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.

    В настоящее время кредиторами  Республики Беларусь являются 12 стран. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы Германии (24,4%), России (18,6%), МБРР (12,4%) и США (10,3%). Ведутся  переговоры об открытии кредитной линии  Италии. Кредитором является Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.

 
 
 

     1.4.Функции  государственного долга

 

     Государственный долг является сравнительно новой правовой категорией и выполняет следующие  основные функции:

     1) Распределительная функция - позволяет  перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономического развития.

     С помощью этой функции идет процесс  формирования централизованных денежных фондов государства либо использование  на принципах возвратности, срочности  и платности. В связи с более  быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями, государственные займы, как уже  отмечалось, стали в последнее  время заметным инструментом финансирования расходов бюджета. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет госдолга, но при погашении задолженностей идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

     2) Регулирующая функция - выражается  в том, что государство, вступая  в долговые отношения, воздействует  на денежное обращение, уровень  процентных ставок на денежном  рынке капиталов, на производство  и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

     Таким образом, используя государственный  долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

     3) Контрольная функция - реализуется  в контроле за целевым и  эффективным использованием заимствованных средств, соблюдением сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов.

     Следует также отметить, что государственный  долг отличается от долговых (кредитных) отношений, возникающих в банковской деятельности. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что 1) госдолг не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также в 2) непроизводительном использовании средств (чаще всего они идут на покрытие дефицита бюджета), тогда как характерной чертой банковских отношений является производительное использование капитала, позволяющее не только погашать долг, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

Информация о работе Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе