Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Использование
внутреннего и внешнего госкредита
ведёт к образованию
Классификация
видов внутреннего
Понятие «основной долг» – это сумма займа (кредита), фактически полученная заёмщиком, подлежащая возврату и не возвращённая им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.
Причинами
возникновения государственного долга
обычно являются: нехватка финансовых
ресурсов в национальной валюте из-за
низкой эффективности народного
хозяйства (низкой производительности
труда, высокой себестоимости
Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:
Внешние государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.
Различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:
Условия
выпуска и обращения
Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.
Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.
Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.
Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.
Законом
о бюджете страны на очередной
год устанавливается
Лимиты
внутреннего и внешнего государственного
долга устанавливаются Законом
о республиканском бюджете на
очередной финансовый год с учётом
параметров безопасности Республики Беларусь
в экономической сфере. Определены
нормы, обеспечивающие регулирование
вопросов заимствований непосредственно
на местном уровне. В проекте бюджетного
кодекса предусмотрено
По данным Министерства финансов Республики Беларусь, внутренний государственный долг страны в 2002 – 2006 гг. был относительно небольшой – 4 – 6 % к валовому внутреннему продукту, хотя за август 2002 года он увеличился на 8 %, а внешний долг по данным Минфина сократился за август 2002 на 0,6 млн. долл., но к первому сентябрю оставался на 0,8 % выше, чем на начало 2002 года.
Некоторые
экономисты утверждают, что рост внутреннего
долга не может привести к банкротству
страны, так как это долг самим
себе. Кроме того, государство всегда
имеет возможность
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему.
Внешний государственный долг Республики, как отмечалось выше, это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.
Динамика долга относительных показателей свидетельствует о том, что Беларусь сохраняет свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП, начиная с 1996 года, не превышает 10%, отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 15%, отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 4%.
Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.
Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга. В области внешнего государственного долга основными задачами являются:
безопасном уровне;
объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе;
гарантий;
рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания;
предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.
В настоящее время кредиторами Республики Беларусь являются 12 стран. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы Германии (24,4%), России (18,6%), МБРР (12,4%) и США (10,3%). Ведутся переговоры об открытии кредитной линии Италии. Кредитором является Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.
1.4.Функции государственного долга
Государственный долг является сравнительно новой правовой категорией и выполняет следующие основные функции:
1)
Распределительная функция - позволяет
перераспределить денежные
С
помощью этой функции идет процесс
формирования централизованных денежных
фондов государства либо использование
на принципах возвратности, срочности
и платности. В связи с более
быстрым увеличением расходов по
сравнению с налоговыми поступлениями,
государственные займы, как уже
отмечалось, стали в последнее
время заметным инструментом финансирования
расходов бюджета. Налоги не увеличиваются,
когда расходы государства
2)
Регулирующая функция - выражается
в том, что государство,
Таким образом, используя государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
3) Контрольная функция - реализуется в контроле за целевым и эффективным использованием заимствованных средств, соблюдением сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов.
Следует также отметить, что государственный долг отличается от долговых (кредитных) отношений, возникающих в банковской деятельности. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что 1) госдолг не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также в 2) непроизводительном использовании средств (чаще всего они идут на покрытие дефицита бюджета), тогда как характерной чертой банковских отношений является производительное использование капитала, позволяющее не только погашать долг, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.