Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа состоит из  1 файл

гос ДОЛГ.docx

— 447.68 Кб (Скачать документ)

     задолженностью  по долгосрочным обязательствам в размере 3 717 млн. долларов (96,2 %)

     и краткосрочными обязательствами в  размере 145,6 млн. долларов (3,8 % внешнего долга 

     органов  денежно-кредитного  регулирования).  Долгосрочные  обязательства  образованы

     главным образом  задолженностью по полученным от иностранных инвесторов кредитам на  сумму 2 939,1 млн.  долларов (включая  кредит МВФ),  депозитами  на  сумму 200 млн.

     долларов  и  обязательствами  по  прочим  операциям (включая  обязательства  по

     распределению  специальных прав  заимствования  МВФ),  в  размере 577,9 млн.  долларов.

     Краткосрочные  обязательства  представлены  задолженностью  по  счетам  и  депозитам 

     нерезидентов  и прочими обязательствами на общую сумму 145,6 млн. долларов.

     На 1  января 2010  г.  внешний  долг  органов  государственного  управления  по

     прямым  обязательствам (без  учета  кредитов  под  гарантии  Правительства  Республики

     Беларусь) составил 4 924,1 млн. долларов, или 22,4 % валового внешнего долга страны, и 

     увеличился  за 2009  год  на 1 326,9  млн.  долларов (или  на 36,9 %).  Внешний  долг

     представлен  преимущественно долгосрочными обязательствами Правительства

     Республики  Беларусь перед нерезидентами по иностранным кредитам и займам. 

     За 2009  год  внешний  долг  белорусских  банков  увеличился  на 15,3 %  и  на            

     1 января 2010 г. составил 3 553 млн. долларов (16,1 % валового внешнего долга  страны).

     Долгосрочный  внешний  долг  банков  сложился  в  размере 1 876,3 млн.  долларов (52,8 %

     внешних обязательств банков). Краткосрочные  внешние обязательства  составили 1 676,7

     млн.  долларов (47,2 %). Основная  сумма  внешнего  долга  банков (82,1 %  всех  внешних

     обязательств  банков)  представлена  обязательствами перед нерезидентами по

     привлеченным  иностранным кредитам и займам в  размере 2 915,7 млн. долларов.                              

     На 1 января 2010 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и 

     домашних  хозяйств)  увеличился  на 20,4 %  и  составил 9 690,2  млн.  долларов (44 %

     валового  внешнего  долга  страны).  Значительная  часть  внешнего  долга  нефинансовых

     организаций (83,3 %) представлена краткосрочными обязательствами на срок один год и

     менее.  В  разрезе  финансовых  инструментов  основную  сумму  внешнего  долга (65,8 %)

     составила  краткосрочная  задолженность  по  внешнеторговым  операциям (включая 

     просроченные  обязательства). Долг по привлеченным иностранным кредитам и займам, в

     том числе полученным от прямых иностранных инвесторов, составил 34,2 %. 

     В  структуре  валового  внешнего  долга  по  срокам  погашения  основную  часть 

     внешнего  долга страны на 1 января 2010 г. составили  долгосрочные обязательства на срок

     свыше  одного  года  – 12 134,3  млн.  долларов (24,8 %   годового  ВВП),  которые 

     увеличились за 2009 год в 1,8 раза. Их удельный вес  в общем объеме валового внешнего

     долга страны составил 55,1 % и увеличился по сравнению с долей на 1  января 2009 г. на 

     9,7 процентных пункта. Краткосрочные обязательства сложились в размере 9 895,6 млн.

     долларов (20,2 %  годового  ВВП)  и  увеличились  за 2009  год  на 19,6 %.  Их  доля  во

     внешнем долге страны составила 44,9 %.

     

 

     В  общей  сумме  внешнего  долга  Республики  Беларусь  основную  часть (60,6 %)

     составили  обязательства  по  привлеченным  из-за  рубежа  кредитам  и  займам –    

     13 340,9 млн. долларов. Задолженность  по коммерческим (торговым) кредитам  сложилась 

     в размере 5 693,2 млн. долларов (25,8 %), прочие краткосрочные обязательства (включая 

     просроченную  задолженность  за  товары  и  услуги) – 1 705,7  млн.  долларов (7,7 %),

     обязательства  по  кредитам,  предоставленным  резидентам  Республики  Беларусь

     иностранными  «материнскими»  компаниями, – 751,9  млн.  долларов (3,4 %)  и 

     обязательства банковского сектора по счетам и  депозитам – 530,4 млн. долларов (2,4 %). 

     

     Платежный баланс Республики Беларусь

     За 2009  год  произошло  ухудшение  относительных  показателей  внешнего  долга,

     традиционно  используемых  в  качестве  индикаторов  платежеспособности  страны  и 

     безопасного уровня внешнего долга. 

     На 1  января 2010  г.  отношение  валового  внешнего  долга  к ВВП  составило 45 % 

     (на 1  января 2009  г. – 24,9 %),  в   том  числе  внешнего  долга   органов  государственного 

     управления  – 10,1 % ВВП (на 1 января 2009 г. – 5,9 % ВВП). 

     Отношение валового внешнего долга  к экспорту товаров и услуг увеличилось  до

     88,7 % на 1 января 2010 г. против 41 % на 1 января 2009 г., что стало результатом роста  за 

     2009 год абсолютной величины валового  внешнего долга и уменьшения  объемов экспорта 

     товаров и услуг Республики Беларусь. 

     За 2009  год  на  обслуживание  валового  внешнего  долга  направлено 5 822,2  млн.

     долларов, в том числе на погашение основного  долга – 5 346,6 млн. долларов, на платежи 

     по  процентам – 475,6 млн. долларов. Обслуживание валового внешнего долга  составило 

     11,9 % ВВП против 10,6 % в 2008 году. Отношение  платежей по обслуживанию внешнего

     долга к экспорту товаров и услуг  на 1 января 2010 г. увеличилось до 23,4 %  против 17,4 %

     на 1  января 2009  г.  На  обслуживание  внешнего  долга  органов  государственного

     управления  за 2009 год потрачено 261,7 млн. долларов.

     На 1 января 2010  г. валовой внешний  долг в расчете на душу населения  составил

     2 323,8  доллара,  увеличившись  за 2009  год  на 45,6 %.  На 1  января 2009  г.  валовой 

     внешний  долг  на  душу  населения  составлял 1 596,3  доллара,  на 1  января 2008  г. – 

     1 286,4 доллара, на 1 января 2007  г. –  704,6 доллара. Таким образом, с  начала 2007  года 

     валовой внешний долг в расчете на душу населения увеличился в 3,3 раза.

     

 
 

     2.2 Анализ динамики расходов по  обслуживанию государственного  долга

     Под обслуживанием государственного долга  Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и  прочих платежей по государственным  займам, за исключением погашения  государственного долга Республики Беларусь.

Под погашением государственного долга  Республики Беларусь понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязате  
   
   

льств Республики Беларусь в части основного долга.

 

     Республика  Беларусь несет безусловные обязательства  по обслуживанию и погашению государственного долга. Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов  местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской  собственности.

     Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего  государственного долга, кроме долга  органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год.

     В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение  государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов  местного управления и самоуправления, над объемом средств, предусмотренных  на эти цели законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый год, Министерство финансов информирует  об этом Правительство Республики Беларусь, которое незамедлительно представляет Президенту Республики Беларусь предложения  об уточнении показателей республиканского бюджета на очередной финансовый год.

     Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к  другим расходам при исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов.

     Поступление в республиканский бюджет средств  от государственных заимствований, кроме займов, привлеченных резидентами  Республики Беларусь под гарантии Правительства  Республики Беларусь, подлежит отражению  в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем  увеличения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

     Погашение государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов  местного управления и самоуправления и случаев осуществления Правительством Республики Беларусь платежей по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь, подлежит отражению в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита республиканского бюджета.

     Исполнение  гарантий Правительством Республики Беларусь подлежит отражению в составе  расходов республиканского бюджета.

     На  исполнение гарантий, предоставленных  Правительством Республики Беларусь по кредитам, выданным банками юридическим  лицам, Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке  направляются средства, предусмотренные в республиканском бюджете на обслуживание внутреннего государственного долга Республики Беларусь и в республиканском фонде поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также в соответствии с законодательством средства инновационных фондов [16, ст.23].

     Платежи, произведенные из республиканского бюджета согласно предоставленным  гарантиям Правительства Республики Беларусь, взыскиваются в бесспорном порядке со счетов юридических лиц  – кредитополучателей со взиманием процентов с уплаченной Министерством финансов Республики Беларусь суммы в соответствии с законодательными актами:

     - в белорусских рублях – в  размере ставки рефинансирования  Национального банка Республики  Беларусь, установленной на день  начисления процентов;

     -  в иностранной валюте – в  размере средней сложившейся  в банках ставки по срочным  вкладам в иностранной валюте, но не менее 8 процентов годовых  [16, ст.23].

     Плата за предоставление гарантии Правительства  Республики Беларусь по кредитам, выданным банками, уплачивается в размере  не более 1,5 процента от суммы, обеспеченной гарантией.

Информация о работе Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе