Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа состоит из  1 файл

гос ДОЛГ.docx

— 447.68 Кб (Скачать документ)

     Перемещение проблемы, связанной с таким явлением в жизни государства, как его  долг, в центр насущных проблем  развития современной экономики  ставит вопрос о месте и роли государственного долга в системе рыночных отношений, складывающейся в стране.

     К сожалению, единой научно-теоретической  платформы по проблеме государственного долга, применяемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Среди современных развитых стран  с наиболее крупной экономикой тенденции  к полному погашению государственной  задолженности не выявлено. Правительства этих стран, скорее всего, не рассматривают государственный долг как явление негативное.

     Отрицательные стороны государственной задолженности  достаточно хорошо изучены, отдельные  из них рассмотрены в предыдущем разделе. Однако роль государственного долга в развитии экономики страны необходимо также рассматривать  и с позиции полезности использования  его механизма.

     Таким образом, самой главной выгодой  для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность  привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять  относительный размер долга - в процентах  к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).

     2.Анализ государственного долга

     2.1 Анализ динамики объемов, структуры  государственного долга в Республике  Беларусь

     Бюджетный дефицит как одна из основ государственного дола представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами.

     Бюджетный дефицит различается по причинам возникновения: циклический и структурный. Циклический дефицит государственного бюджета образуется в результате сокращения налоговых поступлений  и увеличения государственных трансфертов  в результате экономического спада. Структурный дефицит государственного бюджета - это разность между расходной  и доходной частью бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы [24, с.174].

     В случае, когда бюджетный дефицит  сохраняется на протяжении достаточно долгого периода и не принимаются  адекватные меры по совершенствованию  производственно-экономических отношений  в государстве, существенно ограничиваются возможности правительства по проведению стабилизационной политики. При бюджетном  дефиците неизбежен государственный  долг.

     В соответствии с местом размещения государственных  займов и других форм заимствований  выделяют внутренний и внешний государственный  долг. По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний – перед нерезидентами. В таблице 2.1.1. приведена структура и динамика показателей внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь за 2005-2009гг. Для исключения влияния инфляционного фактора и обеспечения возможности анализа динамики прибыли за 2007-2009 года данные за 2005 год приведем в сопоставимый вид в сравнении с данными за 2006 год для этого используем индекс потребительских цен I2006/2005 = 1,08. Таким образом, для обеспечения сопоставимости данных показатели за 2005 год умножим на 1,08, после этого данные могут быть использованы для анализа их динамики

 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.1.1. Государственный долг Республики Беларусь, млн.руб.

    01.01.2008 01.01.2009
1. Долг центрального правительства и долг, гарантированный  центральным правительством  
 
11123769,2
 
 
16851785,5
1.1 Внутренний долг 6247394,8 8670205,5
1.2 Внешний долг 4876374,4 8181580,0
2. Долг центрального правительства  
8668190,2
 
13809042,9
2.1 Внутренний долг  
4440107,4
 
5913682,9
2.1.1 долгосрочный 3388559,9 5782052,9
2.1.2 краткосрочный 1051547,5 131630,0
2.2 Внешний долг 4228082,8 7895360,0
2.2.1 долгосрочный 4228082,8 7895360,0
2.2.2 краткосрочный 0,0 0,0
2.2.1 долгосрочный 4228082,8 7895360,0
3. Долг, гарантированный

центральным правительством

 
2455579,0
 
3042742,6
3.1. Внутренний 1807287,4 2756522,6
3.2 Внешний 648291,6 286220,0
 
 

     За 2008 год размер государственного долга  увеличился на 51,5% (табл. 2.1.2).

     Рост  долга обусловлен существенным увеличение внешнего долга (67,8%), на 1 января 2009 года он составил 3718,9 млн. долл. США. Согласно статье 31 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2008 года был установлен в размере 6 млрд. долларов США.

     В тоже время внешняя задолженность, гарантированная правительством, сократилась  практически вдвое (на 55,9%) и составила  на 01.01.2009г. 9,4% от общего размера долга, гарантированного центральным правительством. Величина внешнего долга центрального правительства составил на 1 января 2009 года 3588,8 млн. долл. США, при этом на 100% он сформирован за счет долгосрочных займов (рост за год составил 86,7%).

     Исполнительный  совет Международного валютного  фонда 12 января 2009 г. одобрил программу «стэнд-бай» для Республики Беларусь в объеме около 2,46 миллиарда долларов США сроком на 15 месяцев. Из этой суммы почти 800 миллионов долларов США уже поступит в нашу страну .

     Достижение  соглашения с МВФ о выделении  кредита способствовали принятые Правительством и Национальным банком Республики Беларусь меры по ограничению влияния на экономику  страны

     негативных  внешних факторов. Достигнутое соглашение является существенным фактором для  развития финансовых взаимоотношений  с ведущими международными организациями, странами Европейского Союза и другими  государствами.

     Беларусь  обратилась за получением кредита данной международной финансовой организации  в октябре 2008 года в целях увеличения государственных золотовалютных резервов и создания «подушки безопасности», необходимой для стабильной работы экономики в условиях мирового финансового  кризиса.

     Беларусь  и Россия в 2008г.  заключили соглашение, предусматривающее выделение Беларуси стабилизационного кредита в  размере 2 млрд. долл. США. От белорусской стороны соглашение подписал министр финансов Андрей Харковец от российской - заместитель председателя правительства - министр финансов Алексей Кудрин.

     Первый  транш кредита от Российской Федерации  в размере 1 млрд. долл. США поступил на счет Министерства финансов в Национальном банке Беларуси 18 ноября 2008г. Очередной транш в размере 500 млн. долл. США 12 марта 2009 года поступил на счет Министерства финансов Беларуси в Национальном банке. Он был зачислен в золотовалютные резервы страны.

     Российский  кредит предоставляется сроком на 15 лет, по ставке LIBOR плюс маржа в размере 3% годовых, а также с отсрочкой  погашения основного долга в  течение 5 лет.

     Средства  кредита будут направлены на цели дальнейшего развития торгово-экономических  связей между Беларусью и Россией, поддержания экономического потенциала и укрепления национальной валюты республики.

     По  словам Алексея Кудрина, после внесения поправок в бюджет России на 2009 год  Беларуси будет выделено еще 500 млн. долл. США. После этого предоставление стабилизационного кредита в  размере 2 млрд. долл. США, соглашение о  котором было достигнуто руководством двух стран в прошлом году, завершится [1].

     Поступившие средства будут зачислены в золотовалютные резервы страны, составляющие на 1 марта  3,814 млн. долл. США. Однако долго деньги там вряд ли задержатся, так как  Национальный банк в настоящее время  вынужден тратить свои запасы на удовлетворение спроса населения и предприятий  на валюту.

     В ближайшие месяцы деньги потребуются  в первую очередь на финансирование дефицита внешней торговли страны. В январе текущего года, по предварительным  данным Национального банка РБ, сальдо внешней торговли товарами и услугами составило минус 293,1 млн. долл. США, тогда  как за аналогичный период прошлого года оно составляло плюс 33,4 млн. долл. США.

     Отмечается  очевидное ухудшение. Поэтому можно  ожидать, что в целом по итогам 2009 года на финансирование превышения импорта над экспортом стране потребуется, по крайней мере, не меньше средств, чем в прошлом году, когда  дефицит внешней торговли товарами и услугами достиг 4,4 млрд. долл. США.

 

    Анализ  динамики  объема  и   структуры  совокупного  внешнего  долга  показал, что  основная  его  часть  приходится на  краткосрочные  товарные  кредиты   и  банковские  займы. Это   позволяет  сделать  вывод   о  существовании  угрозы  стабильности  внешнего  долга  Беларуси. Результатом  такой  структуры  внешних  займов  являются  высокие  расходы  по  их  обслуживанию, несмотря  на  относительно небольшой  объем  основного  долга.  Мировой  экономический  кризис  обострил  данную  проблему через  увеличение  валютных  рисков  и  рост  процентных  ставок  по  причине  резкого  сокращения  финансовых  ресурсов  на  мировом  рынке.

 

     

     По  сравнению с цифрой ожидаемого дефицита полученные 0,5 млрд. долл. США и ожидаемые 0,5 млрд. долл. США российского кредита  выглядят, по крайней мере, недостаточными. На оплату импорта за год могут  уйти все имеющиеся на сегодняшний  день резервы.

     В этой связи необходимо отметить сделку своп с Народным банком Китая от 11 марта 2009г. Национальный банк получил 20 млрд. CNY, что составляет около 2,8 млрд. долл. США, но сможет использовать эти  деньги только на обеспечение расчетов между двумя странами. Срок действия настоящего соглашения составляет 3 года и может быть продлен по взаимному  согласию сторон .

     Кредит  Всемирного банка в объеме 1 млрд. долл. США планирует получить Беларусь в апреле-мае текущего года, а  в июле - заем Европейского банка  реконструкции и развития. Возможность

     получать  кредитные средства и поддержку  из мировых финансовых центров и  крупнейших стран мира возникла в  связи с достижением соглашения по получению кредита от МВФ .

     Таким образом, если негативные тенденции  во внешней торговле Беларуси не удастся  переломить, то страна может потерять значительную часть своих резервов и усилить долговое бремя.    Анализ  динамики  объема  и  структуры  совокупного  внешнего  долга  показал, что  основная  его  часть  приходится на краткосрочные  товарные  кредиты  и  банковские  займы. Это  позволяет  сделать  вывод  о  существовании  угрозы  стабильности  внешнего  долга  Беларуси. Результатом  такой  структуры  внешних  займов  являются  высокие  расходы  по  их  обслуживанию, несмотря  на  относительно небольшой  объем  основного  долга.  Мировой  экономический  кризис  обострил  данную  проблему через  увеличение  валютных  рисков  и  рост  процентных  ставок  по  причине  резкого  сокращения  финансовых  ресурсов  на  мировом  рынке.

     СТРУКТУРА 

     внешнего  долга Республики Беларусь 

     по  секторам экономики за 2005–2009 годы

     

     Обязательства  органов  денежно-кредитного  регулирования

       на 1  января 

     2010  г.  составили 3 862,6  млн.  долларов (17,5 %  валового  внешнего  долга   страны)  и 

     увеличились за 2009 год на 3 432,7 млн. долларов. Внешние  обязательства представлены

Информация о работе Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе