Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Работа состоит из  1 файл

гос ДОЛГ.docx

— 447.68 Кб (Скачать документ)

     Платежи, произведенные из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных  исполнительных и распорядительных органов, взыскиваются в бесспорном порядке со счетов юридических лиц  – кредитополучателей со взиманием процентов с уплаченных финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов сумм в соответствии с законодательными актами:

        в белорусских рублях – в  размере ставки рефинансирования  Национального банка Республики  Беларусь, установленной на день  начисления процентов;

     -   в иностранной валюте – в  размере средней сложившейся  в банках ставки по срочным  вкладам в иностранной валюте, но не менее 8 процентов годовых.

     На  исполнение гарантий, предоставленных  Правительством Республики Беларусь по внешним государственным займам (кредитам), выданным юридическим лицам, Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке  направляются средства, предусмотренные  в республиканском бюджете на обслуживание внешнего государственного долга Республики Беларусь.

     Гарантийные платежи, произведенные Министерством  финансов Республики Беларусь из республиканского бюджета по внешним государственным  займам (кредитам), возмещаются заемщиками-резидентами  в республиканский бюджет с уплатой 8 процентов годовых от суммы платежа, а при их невозмещении в установленные сроки взыскиваются в бесспорном порядке.

     Плата за гарантию Правительства Республики Беларусь по внешним государственным  займам (кредитам) уплачивается в размере, определяемом Советом Министров  Республики Беларусь, но не более 1,5 процента от суммы, обеспеченной гарантией, если иное не установлено законодательными актами.

     Обслуживание  и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета по перечню внешних государственных  займов (кредитов) согласно Приложению А.

     Обслуживание  внешних государственных займов, погашаемых за счет бюджетных средств, производится банками, уполномоченными  Советом Министров Республики Беларусь обслуживать внешние государственные  займы (кредиты), с выплатой вознаграждения в размере не более 0,02 процента от суммы каждого платежа за счет средств, предусмотренных в республиканском  бюджете на обслуживание внешнего государственного долга Республики Беларусь [16, ст.29].

     Динамика  расходов по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь приведена  в таблице 2.2.1:

     Таблица 2.2.1. Обслуживание государственного долга

 
Показатель 2008 2009
Обслуживание  внутреннего долга, млрд. руб.  
307,1
 
393,7
Обслуживание  внешнего долга, млрд. руб.  
447,1
 
559,6
Обслуживание  государственного долга, млрд. руб.  
754,2
 
953,3

      

 

     Таким образом, расходы по обслуживанию государственного долга в 2009 году возрасли на 26,4% и составили практически 1 трлн. руб. В своей структуре 58,7% затрат приходится на обслуживание внешнего государственного долга.

 
 

3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом

 

Возможными  рекомендациями по проблеме внешнего долга в области экономиче-

ской политики могут быть:

−  сокращение доли краткосрочных займов в совокупном объеме внешнего дол-

га за счет увеличения долгосрочного внешнего кредитования. В первую оче-

редь это относится к «другим секторам» и банкам. Однако для привлечения

долгосрочных  займов предприятиям необходимо внедрить прозрачную систе-

му  финансовой  отчетности,  соответствующей мировым стандартам,  а также

обеспечить  стабильность законодательства, регулирующего  их деятельность.

Долгосрочное  заимствование банковским сектором также связано с прозрач-

ностью  их  деятельности  и ролью государства – наличие гарантий,  ограни-

ченное вмешательство в деятельность;

−  диверсификация  инструментов  внешнего  заимствования  в  сторону  увеличе-

ния  роли  инструментов  финансового рынка.  Для этого,  помимо  внедрения

международной  отчетности,  необходимо  выполнение  и  расширение  сущест-

вующей программы по развитию фондового рынка в Беларуси;

−  незначительная доля межфирменного кредитования говорит  о малом количе-

стве филиалов иностранных предприятий в Беларуси. Упрощение условий их

деятельности  и  создание  более  благоприятного  бизнес  климата  может  при-

вести к увеличению притока долгосрочного  иностранного капитала в страну;

−  следует  продолжить работу по выпуску Евробондов, т.е. выходу на междуна-

родный рынок государственных долговых обязательств. Их выпуск (после за-

вершения мирового финансового кризиса) позволит с одной стороны дивер-

сифицировать  источники внешнего  заимствования,  с другой – позволит  от-

слеживать динамику процентных ставок для Беларуси, тем самым создаст ин-

струмент оценки ее платежеспособности и устойчивости развития;

−  более  активное  использование  в  будущем  другого  источника  внешнего фи-

нансирования – прямых иностранных инвестиций. Приватизация  с участием

иностранного  капитала позволит привлечь необходимые  ресурсы для вырав-

нивания сальдо платежного баланса и обслуживания внешнего долга, накоп-

ленного, в том числе, в период мирового экономического кризиса.

 Мировой  финан-

совый кризис и рост цен на импортируемые из России газ и нефть являются серьезными

вызовами  стабильности обменного курса. По заявлениям белорусского руково-

дства вопрос с ценой газа удалось решить положительно для Беларуси, преду смотрев возможность снижения цены вслед за мировыми ценами. Фактор же ми-

рового кризиса сгладить крайне сложно, а последствия его могут быть достаточно

тяжелыми. В первую очередь, он негативно повлияет на торговый баланс Белару-

си через  снижение спроса на инвестиционные товары, экспортируемые в Россию,

и падению  цен на нефтепродукты, поставляемые в страны ЕС4. Это приведет к

росту негативного сальдо торгового баланса  и усилит давление на курс белорус-

ского рубля в сторону его обесценивания.

В условиях отличных от мирового финансового кризиса  Беларусь была бы спо-

собна компенсировать дефицит текущего счета за счет привлечения прямых ино-

странных  инвестиций и внешнего долга. Крук и Чубрик (2007)5 предсказывали,

что внешнее  финансирование будет способно компенсировать растущий дефицит

торгового баланса до 2010–2011 гг., пока Беларусь не вышла бы на европейские

цены  на газ6. Однако их расчеты проводились до начала финансового кризиса,

который из всех источников внешнего финансирования оставил лишь двухсторон-

ние государственные займы.

Обменный  курс является важным фактором, влияющим на стабильность совокуп-

ного внешнего долга Беларуси. С одной стороны, его поддержание невозможно

без привлечения  внешних займов, с другой стороны  девальвация белорусского

рубля приведет к росту внешнего долга  Беларуси в относительном измерении

(как  доля от ВВП).

Внешний долг Беларуси находится на невысоком  уровне, несмотря на его практи-

чески удвоение в 2007 г. Внешняя задолженность  Беларуси значительно ниже

средней по странам СНГ и ЦВЕ. Однако на ее устойчивость негативно влияет ми-

ровой финансовый кризис, усиливаемый краткосрочной природой внешнего долга

Беларуси. В целом внешний долг Беларуси повержен следующим рискам:

−риск обменного курса. Увеличение дефицита текущего счета ввиду сокраще-

ния экспорта инвестиционных товаров в Россию и снижения цен на нефте-

продукты  приводит к давлению на курс рубля. Единственным источником его

компенсации являются внешние государственные  займы, так как в условиях

кризиса иностранные инвестиции сильно ограничены. Девальвация же бело-

русского  рубля также ведет к увеличению внешнего долга. Внешний долг Бе-

ларуси номинирован в основном в долларах США, а его удорожание относи-

тельно рубля ведет к пропорциональному увеличению долга (оцениваемого

как % от ВВП, рассчитываемого в белорусский  рублях);

−риск роста процентных ставок в условиях усилившегося кризиса превратился

в проблему отсутствия средств на рынках заемного капитала. Текущие внеш-

ние займы в незначительной мере подвержены росту ставок, однако нехватка

ликвидности на мировых рынках делает невозможным  перекредитование.

Выплата же текущих займов приведет к еще  большему давлению на обмен-

ный курс;

−структура  внешнего долга Беларуси, в которой  преобладает краткосрочный

долг, несет  опасность его устойчивости. В  основном краткосрочной долг

сформирован торговыми кредитами предприятий, выплата которых может

стать затруднительной в условиях кризиса. Предприятия, выполняющие план

роста, вынуждены сохранять неизменным выпуск продукции при кардиналь-

ном снижении спроса на нее на внешних рынках. Это ведет к росту склад-

ских запасов готовой продукции и замораживанию оборотных средств пред-

приятий, что затрудняет выплату торговых кредитов.

Возможными  рекомендациями по проблеме внешнего долга в области экономиче-

ской политики могут быть:

−сокращение доли краткосрочных займов в совокупном объеме внешнего дол-

га за счет увеличения долгосрочного внешнего кредитования. В первую оче-

редь это относится к «другим секторам» и банкам. Однако для привлечения

долгосрочных  займов предприятиям необходимо внедрить прозрачную систе-

му финансовой отчетности, соответствующей мировым стандартам, а также

Информация о работе Государственный долг и пути совершенствования его управлением на современном этапе