Государственный долг и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Работа состоит из  1 файл

Финансы мой курсовик.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

Увеличение внутреннего долга  менее опасно для национальной экономики  по сравнению с увеличением внешнего долга. При погашении внутреннего  долга не происходит уменьшения ценных товаров и ресурсов, однако возникают  определенные изменения в экономической жизни, в частности перераспределяются доходы внутри страны.

 

В Бюджетном кодексе даны следующие  определения: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте;  внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. [3]

 

 

Государственный долг также делится на:

 

  • Капитальный
  • Текущий

 

Капитальный государственный  долг - то есть вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.

 

Текущий государственный долг -  расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от заемщика государственный  долг подразделяется:

 

  • государственный долг Российской Федерации;
  • государственный долг субъекта Российской Федерации;
  • муниципальный долг.

 

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

 

– кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

– государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

– договоров и соглашений о получении  Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

– договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

– соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  прошлых лет .

 

Рисунок 2. Виды государственных займов

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика.  Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает  заемщиком, осуществляется в форме  государственных займов путем выпуска  государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются  правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

 

 

1.4 Причины образования государственного долга

 

Поскольку современная фискальная политика допускает несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики, она может повлечь за собой рост государственного долга.

 

Почему государственный долг увеличивается  на протяжении всей истории страны? Что заставляет общество мириться с крупным и устойчивым дефицитом бюджета? На эти вопросы есть четыре ответа: войны, экономические спады, снижение налогов и недостаток политической воли.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии.

 

Имеется три варианта финансирования:

1. Увеличение налогов;

2. Выпуск денег;

3. Дефицитное финансирование.

 

Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает изоляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению.

 

Другой источник государственного долга – это спады. В период, когда национальный доход сокращается или не может увеличиваться, налоговые поступления сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

 

Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение  доли государственного долга к ВНП (валовой национальный продукт) или  к экспорту. Голая констатация  абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатые нации имеют большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров, чем бедные нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные  тенденции государственного долга РФ

2.1 Анализ состава,  структуры и динамики внутреннего долга

 

Анализ динамики состава  государственного внутреннего долга

Российской Федерации  за 2010-2012 гг.

Анализ динамики состава государственного внутреннего долга Российской Федерации позволит определить тенденцию изменения государственного внутреннего долга Российской Федерации в целом и по каждому виду долговых обязательств за период 2010-2012 гг. Таким образом, можно будет проследить, увеличивается или снижается величина государственного внутреннего долга Российской Федерации в целом и по каждому виду долговых обязательств в абсолютном размере и в процентах, какие виды долговых обязательств увеличиваются или снижаются наиболее быстрыми темпами.

С целью анализа изменения государственного внутреннего долга Российской Федерации в целом и по видам обязательств в динамике используются данные о составе государственного внутреннего долга Российской Федерации.

К моменту распада СССР наличие  значительного внутреннего долга  было фактором, осложняющим финансовое положение России после 1992 г. Это также сдерживало внутренние заимствование после 1992 г., однако резкий спад производства после распада СССР и в результате разрыва хозяйственных связей между республиками СССР сильно обострил проблему получения доходов бюджета. Именно поэтому, несмотря на значительный «стартовый» долг, Россия была вынуждена расширить внутренние заимствования в 90-е годы. Политика внутренних заимствований в 90-е годы включала ряд этапов, результатом которых было восстановление рынка облигаций и расширение возможностей внутренних заимствований, а также стал возможен переход к замещению внешних заимствований внутренними. [7, с.223]

В результате чего сформировался современный  состав государственного внутреннего  долга РФ, представленная в таблице 1 по данным Министерства финансов РФ и Заключения Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.».[8]

 

Таблица 1. Состав современного государственного внутреннего долга РФ (млрд. руб.)

 

 

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

Государственный долг РФ

1 301,16

1 499,74

2 094,77

Государственные ценные бумаги РФ

1 248,86

1 421,44

1 837,17

ГКО

-

-

-

ОФЗ – ПК

-

-

-

ОФЗ – ПД

288,42

328,17

706,37

ОФЗ – ФП

51,43

33,83

-

ОФЗ - АД

807,59

882,03

863,38

ГСО - ППС

10,42

45,41

135,42

ГСО - ФПС

91,00

132,00

132,00

ОГНЗ

-

-

-

ОГСЗ

-

-

-

Государственные гарантии

46,7

72,5

251,4

Прочая задолженность

5,6

5,8

6,2


 

 

По данным таблицы 1 видно, что величина государственного внутреннего долга Российской Федерации в течение всего исследуемого периода возрастает. При этом наибольшее значение величины государственного внутреннего долга России наблюдается в 2012 году – 2094,77 млрд. руб., что на 595,03 млрд.руб. (на 39,68%) больше чем в 2011 г. и на 793,61 млрд.руб. (на 60,99%) — в 2010 г. Данная ситуация объясняется направленность государственной политики в области государственного долга в сторону сокращения внешних заимствований и постепенное увеличение и наращивание внутренних.

Объем государственных ценных бумаг на протяжении всего исследуемого периода растет. Это объясняется те, что в рамках долговой стратеги Минфин РФ приняло решение о недопущении значительного роста процентных ставок по государственным ценным бумагам и, соответственно, процентных расходов по государственному внутреннему долгу. Для выполнения поставленной задачи необходимо постепенное увеличение объемов чистого привлечения средств за счет размещения рублевых ценных бумаг с учетом изменения конъюнктуры финансового рынка. Таким образом, в 2011 г. объем государственных ценных бумаг по сравнению с 2010 г. увеличился на 172,58 млрд.руб. или на 13,82%, а в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом — на 415,73 млрд.руб. или на 29,25%.

В частности в динамике составе  государственных ценных бумаг можно отметить, то, что в период с 2010 по 2012 гг. государство приостановило выпуск таких ценных бумаг как ГКО, ОФЗ-ПК, ОГНЗ и ОГСЗ. Таким образом, в обращении находятся ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФП, ОФЗ-АД, ГСО-ППС и ГСО-ФПС.

Наибольшее увеличение наблюдается в объеме ГСО-ППС. В период с 2010 по 2011 гг. их объем увеличился в 4,36 раза или на 34,99 млрд.руб. в 2012 г. по сравнению с 2011 г. объем данных ценных бумаг увеличился в 2,98 раза или на 90,01 млрд.руб.

Вторыми по объему являются ОФЗ-ПД, объем которых в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 39,75 млрд.руб. или на 13,78%, а в 2012 г. — на 378,2 млрд.руб. или в 2,15 раз увеличился по сравнению с 2011 г.

Наименьший темп роста наблюдается  в объеме ГСО-ФПС, который в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 41 млрд.руб. или на 45,05%, а в 2012 г. остался неизменным по сравнению с 2011 г.

Единственным видом ценных бумаг  Российской Федерации, по которому за изучаемый период наблюдается снижение, а в последствие и прекращение  выпуска данного вида, является ОФЗ-ФП. В 2011 г. наблюдается снижение объема данных ценных бумаг по сравнению с показателем 2010 г. на 17,6 млрд.руб. или на 34,22%. В 2012 г. выпуск ОФЗ-ФП прекращен.

Рассматривая динамику государственных  гарантий, также как и в случае с ценными бумагами наблюдается рост показателей объема данного вида долговых обязательств. В 2011 г. объем государственных гарантий увеличился на 55,25% или на 25,8 млрд.руб. по сравнению с показателем 2010 г., а в 2012 г. данный показатель характеризуется увеличением в 3,47 раз или на 178,9 млрд.руб. больше, чем в 2011 г. Увеличение объема данного инструмента долговой политики говорит о направленности государства на ускорение темпов социально-экономического развития.

Не столь значительны изменения  объемов прочей задолженности на общем фоне изменений объема государственных ценных бумаг и государственных гарантий РФ. Но тем не менее, за период 2010-2012 гг. наблюдается увеличение объемов данного показателя, который характеризуется увеличением объема на 0,2 млрд.руб. и 0,4 млрд.руб. в 2010 и 2012 гг. соответственно по сравнению с предшествующими годами.

Таким образом, практически все  показатели свидетельствуют о том, что политика России в области  государственного внутреннего долга  направлена на увеличение внутренних долговых обязательств. В 2012 г. наблюдается значительный темп прироста практически всех видов внутренних долговых обязательств Российской Федерации. Наиболее быстрыми темпами за 2012 г. увеличились государственные гарантии по сравнению с 2011 г. на 178,9 млрд. руб. или на 246,76%. Это свидетельствует о том, что Россия стала более активно сотрудничать с хозяйствующими субъектами по предоставлению им гарантий Российской Федерации, в частности с предприятиями, деятельность которых является наиболее важной для России. Также увеличение объемов наблюдается и в государственных ценных бумагах, в 2012 г. прирост составил 415,73 млрд.руб. или 29,25%.

Информация о работе Государственный долг и управление им