Государственный долг и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Работа состоит из  1 файл

Финансы мой курсовик.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

В связи с вновь возникшей  проблемой дефицитного финансирования расходов и эффективного управления государственным долгом с осени 2010 г. претерпела корректировку позиция государства в отношении предельного объема государственного внутреннего долга Российской Федерации. [6]

Изменение верхнего предела государственного внутреннего долга и его отношение  к валовому внутреннему продукту отражено в таблице 2. [1, с.79]

 

Таблица 2. Состояние верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации

 

 

2010

2011

2012

Верхний предел государственного внутреннего  долга, млрд. руб.

 

1554,9

 

2119,7

 

2338,3

% к ВВП

4,8

5,1

6,0


 

В целом можно отметить то, что  показатель отношения как верхнего предела государственного внутреннего  долга, так и суммарного объема государственного долга Российской Федерации к  валовому внутреннему продукту значительно  ниже аналогичных показателей в ведущих экономиках мира. [6]

Однако размер государственного долга  в абсолютном выражении не дает полного  представления о состоянии экономики  и платежеспособности страны. Для  оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению  и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты), имеющие определенные пороговые значения. Основой оценки долговой устойчивости служит комплексный анализ изменения основных показателей, характеризующих объем и структуру государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению, доходов и расходов федерального бюджета, ВВП.

Основные показатели, характеризующие  степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2010 - 2012 годах, представлены в таблице 3. [10], [9]

 

Таблица 3. Долговые показатели (коэффициенты), характеризующие государственный  долг РФ

 

Показатели

2010

2011

2012

Государственный долг в % к ВВП

Предельное значение 60-80 % к ВВП

6,5

8,3

11,8

Расходы по обслуживанию государственного долга в % к расходам бюджета.

Предельное значение 20-30% к расходам бюджета

 

2,0

 

1,8

 

2,7

Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки  в %.

Предельное значение - 220%; умеренное - менее 220%, но выше 132%; небольшое - менее 132%

 

7,8

 

11,0

 

12,3

Отношение объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга к объему экспортной выручки  в %.

Предельное значение - превышение расчетной суммы годовых платежей 25% экспорта товаров и услуг

 

 

1,5

 

 

2,2

 

 

1,9

Отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам  федерального бюджета (ликвидность  бюджета).

Предельное значение 10%

 

4,5

 

5,5

 

8,4

Государственный долг в % к доходам федерального бюджета.

Предельное значение 250 % 

 

29,0

 

44,1

 

68,3

Превышение (+) доходов бюджета над  непроцентными расходами (долговая емкость), млрд. руб.

 

 

1858,3

 

 

-3014,8

 

 

-2632,9

Долговая емкость с учетом нефтегазовых фондов, млрд. руб.

Предельное значение > 0

 

8470,4

 

1 609,8

 

-96,6

Государственный долг на душу населения, тыс. руб.

 

19,0

 

28,8

 

38,9


 

 

Приведенные данные свидетельствует  о значительном возрастании долговой нагрузки и определенном снижении долговой устойчивости. В течение 2010 - 2012 гг. отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 6,5% в 2010 году до 11,8% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,0% в 2010 году до 2,7% в 2012 году. Кроме того, в связи с ростом государственного долга и увеличением общего объема расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долговых обязательств в 2012 году наблюдается увеличение показателя ликвидности бюджета, характеризующего отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета до 8,4% по сравнению с 2010 г. и 2012 г. — 4,5% и 5,5% соответственно.

В 2011 - 2012 гг. резко сокращается долговая емкость (с учетом средств, аккумулированных в нефтегазовых фондах) вплоть до отрицательного значения в 2012 г. (-) 96,6 млрд. рублей, что отражает наличие проблем в осуществлении долгового финансирования и формировании доходной части федерального бюджета. При этом следует отметить, что значительное увеличение долгового финансирования наряду с тенденцией сокращения численности населения приведет к значительному (в 3,4 раза) увеличению объема государственного долга на душу населения (с 19,0 тыс. рублей в 2011 году до 38,9 тыс. рублей в 2012 году).

Немало важным показателем является отношение государственного внутреннего  долга к объему ВВП. Согласно долговой политике РФ на 2010-2012 гг. государство  ставит целями дальнейшее развитие рынка  государственных ценных бумаг, а также дальнейшее уменьшение абсолютного и относительного размера государственного внешнего долга РФ. Так в 2010 г. объем внутреннего долга составлял 4,0% в объеме ВВП, а уже в 2012 г. составил 5,4% ВВП (таблица 4). Данные показатели свидетельствуют о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов. [5, с.285]

 

Таблица 4. Состояние государственного внутреннего долга РФ

 

Показатели

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

Государственный внутренний долг, млрд. руб.

 

1 301,16

 

1 499,74

 

2 094,77

% к ВВП

4,0

3,6

5,4


 

В настоящее время ведущие международные  рейтинговые агентства оценивают  способность Российской Федерации  выполнять свои обязательства в  полном объеме как достаточную.

 

Анализ динамики структуры государственного внутреннего долга

                  Российской Федерации за 2010-2012 гг.

 

Анализ динамики структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации  по видам долговых обязательств за 2010-2012 гг. позволит определить, какие виды долговых обязательств занимали наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также как они изменялись в динамике. Непосредственно на основе данных о структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации можно будет определить, использует ли Россия преимущественно рыночные долговые инструменты.

Структура государственного внутреннего  долга Российской Федерации –  это доля каждого из видов внутреннего  долговых обязательств в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Все необходимые расчеты для  анализа динамики структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации  в период с 2010 г. по 2012 г. представлены в таблице 5 по данным Министерства финансов РФ и Заключения Счетной палаты РФ на проекты федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.».

 

Таблица 5. Структура государственного внутреннего долга РФ

 

 

Показатели

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Государственный долг РФ

1 301,16

100

1 499,74

100

2 094,77

100

Государственные ценные бумаги РФ

1 248,86

95,98

1 421,44

94,78

1 837,17

87,70

ГКО

-

-

-

-

-

-

ОФЗ – ПК

-

-

-

-

-

-

ОФЗ – ПД

288,42

22,17

328,17

21,88

706,37

33,72

ОФЗ – ФП

51,43

3,95

33,83

2,26

-

-

ОФЗ - АД

807,59

62,07

882,03

58,81

863,38

41,22

ГСО - ППС

10,42

0,80

45,41

3,03

135,42

6,46

ГСО - ФПС

91,00

6,99

132,00

8,80

132,00

6,30

ОГНЗ

-

-

-

-

-

-

ОГСЗ

-

-

-

-

-

-

Государственные гарантии

46,7

3,56

72,5

4,83

251,4

12,0

Прочая задолженность

5,6

0,43

5,8

0,39

6,2

0,30


 

 

По данным таблицы видно, что  наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга  вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации понижается с 95,98 % на начало 2010 года до 87,70% на начало 2012 года.

Наибольший удельный вес в общем  объеме размещенных государственных ценных бумаг имеют облигации федеральных займов, которые в современном составе государственного внутреннего долга представлены тремя вида, отличающиеся порядком определения купонного дохода и способом погашения.

За изучаемый период наибольший прирост среди государственных ценных бумаг наблюдается у облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — с 22,17% до 33,72%, т.е. доля данного вида ценных бумаг увеличилась на 11,55%. Правительство РФ в 2012 г. в целях проведения обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банковских кредитных организаций обеспечило эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком погашения в 2019 году и выплатой купонного дохода один раз в год. [2]

Увеличение доли в общем объеме государственного внутреннего долга  также наблюдается у государственных  сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС). Так, например, за изучаемый  период доля ГСО-ППС увеличилась  с 0,80% до 6,46%.%, т.е. на 5,66%. Это говорит о том, что политика России в области государственного внутреннего долга направлена на увеличение в общем объеме долга доли нерыночных долговых инструментов.

Рассматривая долю государственных  сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС), можно сделать вывод о том, что за изучаемый период она практически не изменилась в общем объеме государственного внутреннего долга. В 2011 г. доля ГСО-ФПС, незначительно увеличилась в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации — на 1,81%, а в 2012 году опять несколько снизилась — на 2,5%. Снижение доли данного вида ценных бумаг объясняется увеличением государственного внутреннего долга в абсолютном выражении и сохранение объема ГСО-ФПС на уровне предыдущего года Т.е., устойчивая тенденция к снижению, либо к увеличению данного показателя в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации не наблюдается.

Относительно доли такого вида ценных бумаг как облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФП) наблюдается такая же ситуация как и в с абсолютным его выражением, т.е. с 2010 г. по 2011 г. наблюдается снижение доли в общем объеме государственного внутреннего долга с 3,95% до 2,26% (т.е. на 1,69%), а в 2012 г. данный вид обязательства не присутствует в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Тенденция снижения доли в общем  объеме государственного внутреннего  долга также наблюдается и  в случае с облигациями федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). С 2010 г. по 2012 г. доля данных ценных бумаг снизилась на 20,85%, несмотря на то, что в период с 2011 по 2012 гг. абсолютное выражение ОФЗ-АД увеличивается. Несмотря на снижение доли в анализируемом периоде, среди всех видов обязательств данный вид государственных ценных бумаг занимает наибольший удельный вес на протяжении всего периода.

Высокая доля объема размещения государственных  ценных бумаг необходима в целях  стимулирования развития национального  финансового рынка, а также для финансирования погашения государственных долговых обязательств и создания резерва.

Рассматривая долю государственных  гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации  можно сделать вывод о том, что за изучаемый период происходило устойчивое увеличение данного показателя в структуре государственного внутреннего долга России. В 2012 году доля данного показателя в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации составила 12%. Тем самым государство расширяет возможности хозяйствующих субъектов и ускоряет темпы  социально-экономического развития.

Наиболее незначительна доля такой  составляющей государственного внутреннего  долга Российской Федерации как  прочая задолженность, по которой за весь анализируемый период наблюдается устойчивая тенденция к снижению. Так с 2010 г по 2012 г. доля данного показателя снизилась с 0,43% до 0,30%.

Таким образом, рассчитанные данные позволяют  увидеть, что на протяжении всего  периода 2010-2012 гг. наибольшую долю в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации составляют государственные ценные бумаги, а именно облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Однако в 2012 году значительный удельный вес на равнее с ОФЗ-АД в структуре государственного внутреннего долга стали занимать облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — около 34%. Наименьшая доля в структуре государственного внутреннего долга на протяжении всего исследуемого периода приходится на прочую задолженность Российской Федерации. При этом помимо данной задолженности в 2010 г. также незначительную долю имели государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) —0,80%, в 2011 г. — облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФП), на которые приходилось 2,26%.

 

 

Вывод: Анализируя изменения государственного внутреннего долга РФ в целом и по видам обязательств в динамике за 2010-2012 гг. можно сделать вывод о том, что политика России в области государственного внутреннего долга направлена на увеличение практически всех видов внутренних долговых обязательств.

Информация о работе Государственный долг и управление им