Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
В связи с вновь возникшей
проблемой дефицитного
Изменение верхнего предела государственного
внутреннего долга и его
Таблица 2. Состояние верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации
2010 |
2011 |
2012 | |
Верхний предел государственного внутреннего долга, млрд. руб. |
1554,9 |
2119,7 |
2338,3 |
% к ВВП |
4,8 |
5,1 |
6,0 |
В целом можно отметить то, что показатель отношения как верхнего предела государственного внутреннего долга, так и суммарного объема государственного долга Российской Федерации к валовому внутреннему продукту значительно ниже аналогичных показателей в ведущих экономиках мира. [6]
Однако размер государственного долга
в абсолютном выражении не дает полного
представления о состоянии
Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2010 - 2012 годах, представлены в таблице 3. [10], [9]
Таблица 3. Долговые показатели
(коэффициенты), характеризующие
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Государственный долг в % к ВВП | |||
Предельное значение 60-80 % к ВВП |
6,5 |
8,3 |
11,8 |
Расходы по обслуживанию государственного долга в % к расходам бюджета. | |||
Предельное значение 20-30% к расходам бюджета |
2,0 |
1,8 |
2,7 |
Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в %. | |||
Предельное значение - 220%; умеренное - менее 220%, но выше 132%; небольшое - менее 132% |
7,8 |
11,0 |
12,3 |
Отношение объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в %. | |||
Предельное значение - превышение расчетной суммы годовых платежей 25% экспорта товаров и услуг |
1,5 |
2,2 |
1,9 |
Отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета). | |||
Предельное значение 10% |
4,5 |
5,5 |
8,4 |
Государственный долг в % к доходам федерального бюджета. | |||
Предельное значение 250 % |
29,0 |
44,1 |
68,3 |
Превышение (+) доходов бюджета над непроцентными расходами (долговая емкость), млрд. руб. |
1858,3 |
-3014,8 |
-2632,9 |
Долговая емкость с учетом нефтегазовых фондов, млрд. руб. | |||
Предельное значение > 0 |
8470,4 |
1 609,8 |
-96,6 |
Государственный долг на душу населения, тыс. руб. |
19,0 |
28,8 |
38,9 |
Приведенные данные свидетельствует о значительном возрастании долговой нагрузки и определенном снижении долговой устойчивости. В течение 2010 - 2012 гг. отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 6,5% в 2010 году до 11,8% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,0% в 2010 году до 2,7% в 2012 году. Кроме того, в связи с ростом государственного долга и увеличением общего объема расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долговых обязательств в 2012 году наблюдается увеличение показателя ликвидности бюджета, характеризующего отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета до 8,4% по сравнению с 2010 г. и 2012 г. — 4,5% и 5,5% соответственно.
В 2011 - 2012 гг. резко сокращается долговая емкость (с учетом средств, аккумулированных в нефтегазовых фондах) вплоть до отрицательного значения в 2012 г. (-) 96,6 млрд. рублей, что отражает наличие проблем в осуществлении долгового финансирования и формировании доходной части федерального бюджета. При этом следует отметить, что значительное увеличение долгового финансирования наряду с тенденцией сокращения численности населения приведет к значительному (в 3,4 раза) увеличению объема государственного долга на душу населения (с 19,0 тыс. рублей в 2011 году до 38,9 тыс. рублей в 2012 году).
Немало важным показателем является отношение государственного внутреннего долга к объему ВВП. Согласно долговой политике РФ на 2010-2012 гг. государство ставит целями дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг, а также дальнейшее уменьшение абсолютного и относительного размера государственного внешнего долга РФ. Так в 2010 г. объем внутреннего долга составлял 4,0% в объеме ВВП, а уже в 2012 г. составил 5,4% ВВП (таблица 4). Данные показатели свидетельствуют о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов. [5, с.285]
Таблица 4. Состояние государственного внутреннего долга РФ
Показатели |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
Государственный внутренний долг, млрд. руб. |
1 301,16 |
1 499,74 |
2 094,77 |
% к ВВП |
4,0 |
3,6 |
5,4 |
В настоящее время ведущие
Анализ динамики структуры государственного внутреннего долга
Российской Федерации за 2010-2012 гг.
Анализ динамики структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств за 2010-2012 гг. позволит определить, какие виды долговых обязательств занимали наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также как они изменялись в динамике. Непосредственно на основе данных о структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации можно будет определить, использует ли Россия преимущественно рыночные долговые инструменты.
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации – это доля каждого из видов внутреннего долговых обязательств в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Все необходимые расчеты для анализа динамики структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации в период с 2010 г. по 2012 г. представлены в таблице 5 по данным Министерства финансов РФ и Заключения Счетной палаты РФ на проекты федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.».
Таблица 5. Структура государственного внутреннего долга РФ
Показатели |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 | |||
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% | |
Государственный долг РФ |
1 301,16 |
100 |
1 499,74 |
100 |
2 094,77 |
100 |
Государственные ценные бумаги РФ |
1 248,86 |
95,98 |
1 421,44 |
94,78 |
1 837,17 |
87,70 |
ГКО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ОФЗ – ПК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ОФЗ – ПД |
288,42 |
22,17 |
328,17 |
21,88 |
706,37 |
33,72 |
ОФЗ – ФП |
51,43 |
3,95 |
33,83 |
2,26 |
- |
- |
ОФЗ - АД |
807,59 |
62,07 |
882,03 |
58,81 |
863,38 |
41,22 |
ГСО - ППС |
10,42 |
0,80 |
45,41 |
3,03 |
135,42 |
6,46 |
ГСО - ФПС |
91,00 |
6,99 |
132,00 |
8,80 |
132,00 |
6,30 |
ОГНЗ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ОГСЗ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственные гарантии |
46,7 |
3,56 |
72,5 |
4,83 |
251,4 |
12,0 |
Прочая задолженность |
5,6 |
0,43 |
5,8 |
0,39 |
6,2 |
0,30 |
По данным таблицы видно, что наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации понижается с 95,98 % на начало 2010 года до 87,70% на начало 2012 года.
Наибольший удельный вес в общем объеме размещенных государственных ценных бумаг имеют облигации федеральных займов, которые в современном составе государственного внутреннего долга представлены тремя вида, отличающиеся порядком определения купонного дохода и способом погашения.
За изучаемый период наибольший прирост среди государственных ценных бумаг наблюдается у облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — с 22,17% до 33,72%, т.е. доля данного вида ценных бумаг увеличилась на 11,55%. Правительство РФ в 2012 г. в целях проведения обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банковских кредитных организаций обеспечило эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком погашения в 2019 году и выплатой купонного дохода один раз в год. [2]
Увеличение доли в общем объеме
государственного внутреннего долга
также наблюдается у
Рассматривая долю государственных сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС), можно сделать вывод о том, что за изучаемый период она практически не изменилась в общем объеме государственного внутреннего долга. В 2011 г. доля ГСО-ФПС, незначительно увеличилась в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации — на 1,81%, а в 2012 году опять несколько снизилась — на 2,5%. Снижение доли данного вида ценных бумаг объясняется увеличением государственного внутреннего долга в абсолютном выражении и сохранение объема ГСО-ФПС на уровне предыдущего года Т.е., устойчивая тенденция к снижению, либо к увеличению данного показателя в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации не наблюдается.
Относительно доли такого вида ценных бумаг как облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФП) наблюдается такая же ситуация как и в с абсолютным его выражением, т.е. с 2010 г. по 2011 г. наблюдается снижение доли в общем объеме государственного внутреннего долга с 3,95% до 2,26% (т.е. на 1,69%), а в 2012 г. данный вид обязательства не присутствует в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Тенденция снижения доли в общем объеме государственного внутреннего долга также наблюдается и в случае с облигациями федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). С 2010 г. по 2012 г. доля данных ценных бумаг снизилась на 20,85%, несмотря на то, что в период с 2011 по 2012 гг. абсолютное выражение ОФЗ-АД увеличивается. Несмотря на снижение доли в анализируемом периоде, среди всех видов обязательств данный вид государственных ценных бумаг занимает наибольший удельный вес на протяжении всего периода.
Высокая доля объема размещения государственных ценных бумаг необходима в целях стимулирования развития национального финансового рынка, а также для финансирования погашения государственных долговых обязательств и создания резерва.
Рассматривая долю государственных гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации можно сделать вывод о том, что за изучаемый период происходило устойчивое увеличение данного показателя в структуре государственного внутреннего долга России. В 2012 году доля данного показателя в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации составила 12%. Тем самым государство расширяет возможности хозяйствующих субъектов и ускоряет темпы социально-экономического развития.
Наиболее незначительна доля такой составляющей государственного внутреннего долга Российской Федерации как прочая задолженность, по которой за весь анализируемый период наблюдается устойчивая тенденция к снижению. Так с 2010 г по 2012 г. доля данного показателя снизилась с 0,43% до 0,30%.
Таким образом, рассчитанные данные позволяют увидеть, что на протяжении всего периода 2010-2012 гг. наибольшую долю в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации составляют государственные ценные бумаги, а именно облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Однако в 2012 году значительный удельный вес на равнее с ОФЗ-АД в структуре государственного внутреннего долга стали занимать облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — около 34%. Наименьшая доля в структуре государственного внутреннего долга на протяжении всего исследуемого периода приходится на прочую задолженность Российской Федерации. При этом помимо данной задолженности в 2010 г. также незначительную долю имели государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) —0,80%, в 2011 г. — облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФП), на которые приходилось 2,26%.
Вывод: Анализируя изменения государственного внутреннего долга РФ в целом и по видам обязательств в динамике за 2010-2012 гг. можно сделать вывод о том, что политика России в области государственного внутреннего долга направлена на увеличение практически всех видов внутренних долговых обязательств.