Государственный долг и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Работа состоит из  1 файл

Финансы мой курсовик.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

Государственный долг может оказывать  как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы  заимствований Российской Федерации  на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

 

Госдолг представляет собой сложное  экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования  системы методов для его регулирования.

Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2010–2012 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

Внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП. Основными направлениями долговой политики на 2010–2012 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним.

Разработка данной стратегии обусловлена  изменениями финансово – экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствований появилась потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.

Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный  долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация будет  стремиться к проведению максимально  гибкой политики заимствований, позволяющей  оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 284 с.
  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.11.2011г. N 371-ФЗ.// www.minfin.ru 
  3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.02.2006 N19-ФЗ).
  4. Финансы: Учебник/Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.М. Година — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К°», 2009. — 628 с.
  6. Попкова Н.А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Финансы. — 2010. — «1. — с.49-51
  7. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. — М.: Магистр, 2010. — 383 с.
  8. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» — Ресурсы сети Интернет. // www.budgetrf.ru
  9. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» — Ресурсы сети Интернет. // www.budgetrf.ru
  10. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» — Ресурсы сети Интернет. // www.budgetrf.ru
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 639 с.
  12. Финансовое право. Учебник / под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Велби, 2009. – 536 с.
  13. Анисимов А.С. Государственный долг России: монография. - М.: Экономика, 2000.- 350 с.
  14. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.-№59.-с.3.
  15. Балацкий Е.В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки/ Е.В. Балацкий// Мировая экономика и международные отношения.-2001.№2.-с.3.

 

 

 

Приложение 1

 

Доходная и  расходная часть государственного бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ

 

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает  следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

1000000 - налоговые доходы;

2000000 - неналоговые доходы;

3000000 - безвозмездные перечисления;

4000000 - доходы целевых бюджетных  фондов.

В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:

1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы; 

1030000 - налоги на совокупный доход; 

1040000 - налоги на имущество;

1050000 - платежи за пользование  природными ресурсами; 

1060000 - налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции;

1400000 - прочие налоги, пошлины и  сборы.

В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:

2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2040000 - доходы от продажи земли  и нематериальных активов; 

2050000 - поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

2060000 - административные платежи и сборы;

2070000 - штрафные санкции, возмещение  ущерба;

2080000 - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

2090000 - прочие неналоговые доходы.

В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие подгруппы:

3010000 - от нерезидентов;

3020000 - от бюджетов других уровней; 

3030000 - от государственных внебюджетных  фондов;

3040000 - от государственных организаций; 

3050000 - от наднациональных организаций; 

3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

В подгруппу "Доходы целевых бюджетных  фондов" (4000000) включаются следующие  целевые бюджетные фонды:

4010000 - дорожные фонды; 

4020000 - экологические фонды; 

4030000 - Федеральный фонд Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

4040000 - Фонд развития таможенной  системы Российской Федерации; 

4050000 - Государственный фонд борьбы  с преступностью;

4060000 - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

4090000 - Целевой бюджетный фонд  содействия военной реформе; 

4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения  и воспроизводства водных биологических ресурсов;

4110000 - Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

 

Доходы бюджетов формируются в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

 

Классификация расходов бюджетов РФ

Функциональная  классификация расходов бюджетов Российской Федерации

 

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы.

Вторым уровнем - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

 

 

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

 

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Экономическая классификация состоит  из следующих категорий расходов:

100000 - текущие расходы;

200000 - капитальные расходы;

300000 - предоставление  кредитов  (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы:

110000 - закупки товаров и оплата  услуг;

120000 - выплаты процентов;

130000 - субсидии и текущие трансферты;

140000 - оплата  услуг   по  признанию   прав  собственности за  рубежом.

В свою очередь в группу "Закупки  товаров и оплата услуг" (110000) включаются следующие предметные статьи:

110100 - оплата труда государственных  служащих;

110200 - начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное социальное страхование граждан);

110300 - приобретение предметов снабжения  и расходных материалов;

В группу "Выплаты процентов" включаются предметные статьи:

120100 - выплаты   процентов   по  государственному внутреннему долгу;

120200 - прочие расходы, связанные  с обслуживанием внутреннего  долга;

120400 - выплаты процентов по государственному  внешнему долгу.

Трансферты населению - бюджетные  средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидия является важным инструментом государственной политики социального маневрирования и экономического регулирования. Различают прямые субсидии, направленные на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.

В группу "Субсидии и текущие  трансферты" включаются следующие  предметные статьи:

130100 - субсидии;

130200 - текущие трансферты;

130300 - трансферты населению.

В свою очередь предметные статьи подразделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение расходов бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Информация о работе Государственный долг и управление им