Государственный долг: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы и методы управления госдолгом;
3. проанализировать современное состояния и рассмотреть основные направления долговой политики.
Цель данной работы – раскрыть экономическое содержание понятия «государственный долг», систему управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАВРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 3
1.1 Сущность и формы государственного долга РФ 3
1.2 Правовые основы функционирования и управления государственным долгом 8
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВННЫМ ДОЛГОМ РФ 15
2.1 Задачи и принципы управления 15
2.2 Долговая политика: цели, факторы, условия формирования 20
2.3Анализ состояния и перспектив развития системы государственного долга РФ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 310.72 Кб (Скачать документ)
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  2

  1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАВРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ                                                                                                                  3
    1. Сущность и формы государственного долга  РФ                                           3
    2. Правовые основы функционирования и управления государственным долгом                                                                                                                   8

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВННЫМ ДОЛГОМ РФ                 15

  2.1 Задачи  и принципы управления                                                                     15

  2.2 Долговая  политика: цели, факторы, условия  формирования                      20

  2.3Анализ состояния и перспектив развития системы государственного долга РФ                                                                                                                               25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                34

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                         35

 

  

ВВЕДЕНИЕ

     Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать  как положительное, так и отрицательное  воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости  от направления государственных  расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное  воздействие долга проявляется  в обеспечении правительства  финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия  выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие  поколения.

Управление  государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

     Объект  исследования – государственный  долг. Предмет исследования – процесс  управления государственным долгом.

     Задачи  работы:

  1. определить понятие и сущность государственного долга;
  2. рассмотреть принципы и методы управления госдолгом;
  3. проанализировать современное состояния и рассмотреть основные направления долговой политики.

     Цель  данной работы – раскрыть экономическое содержание понятия «государственный долг», систему управления государственным долгом.  
 
 
 

    1.ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАВРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 

  1.1 Понятие и формы государственного долга РФ

В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный  долг – это долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ1. Он полностью и без условий обеспечивается всем, находящимся в Федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну и подлежит погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать  доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета. В  состав государственного долга России входят долговые обязательства в  форме:

     1) кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени РФ как  заемщика с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

     2) государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ;

     3) договоров и соглашений о получении  РФ бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы России;

     4) договоров о предоставлении РФ  государственных гарантий;

     5) соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени РФ, о пролонгации  и реструктуризации долговых  обязательств России прошлых лет2.

     Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Так, в  периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения  ситуации выступает именно государственное  заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного  спроса, оказывая стабилизирующее воздействие  на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это  дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут  стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя  задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые  не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные  заимствования оказывают положительное  влияние на макроэкономическое развитие.

     Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как  производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование  экономических пропорций.3

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

·  кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

·  государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

·  договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

·  договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

·  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет .

Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет до 30 лет).

Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации включаются:

·  основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

·  объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

·  объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.         

 В  объем государственного внешнего  долга Российской Федерации включаются:

·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

·  объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В объем  государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

·  объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.4

По  срокам долговые обязательства РФ могут  быть:

1) краткосрочными (до одного года);

2) среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

3) долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Внутренний  долг РФ складывается из:

• основной номинальной суммы долга  по ценным бумагам РФ;

• объема основного долга по кредитам, полученным РФ;

• объема основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

• объема обязательств по гарантиям, предоставленным  РФ.

Внешний долг РФ складывается из:

• объема обязательств по гарантиям, предоставленным  РФ;

• объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных  государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Правовые основы функционирования и управления государственным долгом

     Отношения, связанные с функционированием  государственного долга, нуждаются  в государственном регулировании. Важнейшими нормативными актами, регламентирующими  их, являются:

•   Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

•   Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ;

•   Налоговый Кодекс РФ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ;

•   ФЗ № 115 от 5.08.1996 г. О бюджетной классификации РФ;

•   ФЗ № 136 от 15.07.1998 г. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;

•   Постановление правительства от 27.09.1994 № 1107 Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами;

•   Постановление правительства от 23.06. 2000 г. № 478 Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединёнными в Лондонский клуб кредиторов;

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы