Государственный долг: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы и методы управления госдолгом;
3. проанализировать современное состояния и рассмотреть основные направления долговой политики.
Цель данной работы – раскрыть экономическое содержание понятия «государственный долг», систему управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАВРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 3
1.1 Сущность и формы государственного долга РФ 3
1.2 Правовые основы функционирования и управления государственным долгом 8
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВННЫМ ДОЛГОМ РФ 15
2.1 Задачи и принципы управления 15
2.2 Долговая политика: цели, факторы, условия формирования 20
2.3Анализ состояния и перспектив развития системы государственного долга РФ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 310.72 Кб (Скачать документ)
ign="justify">Россия  должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций. Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.

     4. Обеспечение прозрачности сделок  по урегулированию задолженности.

Имеющаяся система отчетности о государственном  долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. В данной связи в

     5. Осуществление институциональных  преобразований системы управления внешним долгом.

Эту проблему нельзя решить создав независимое агентство по управлению государственным долгом (Внешэкономбанк). Объединение сложных и многогранных задач управления госдолгом в единый комплекс требует серьезного усиления взаимодействия всех институтов, связанных с этими вопросами: Минфина России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанк, Банка России, Федерального Собрания, Счетной палаты. Необходимо также восстановить деятельность правительственной Комиссии по управлению внешним долгом и зарубежными активами, которая в последние годы практически не работала, фактически передав свои полномочия Минфину России.11 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3Анализ состояния и перспектив развития системы государственного долга РФ

В соответствии со сценарными условиями и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012- 2014 гг.

в планируемом  периоде одновременно несколько  факторов будут определять формы  и масштабы государственных заимствований, такие как макроэкономические условия, уровень накопленного государственного долга и др. Реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля (Таблица 1).

Таблица 1.

Основные  макроэкономические показатели в 2012-2014 гг.

Показатель 2012 2013 2014
ВВП (млрд. руб.) 57 532,0 63 436,0 70 409,0
Темпы роста ВВП к предыдущему году (%) +3,5 +4,2 +4,6
Цена  на нефть (долл./барр.) 93,0 95,0 97,0
Инфляция (%) 6,0 5,5 5,0
Курс  руб./долл. США 27,9 27,9 28,0

Источник: Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс] – (www.minfin.ru) 

Пополнение  Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется. Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным  источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица 2).

Таблица 2.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012-2014 гг., млрд. руб.

Показатель 2012 2013 2014
Дефицит федерального бюджета 1 570,5 1 744,3 1 648,4
Государственные заимствования, в том числе: 1 592,3 1 601,7 1 626,1
привлечение 2 181,7 2 284,0 2 474,1
погашение -589,4 -682,3 -848,0
Государственные внутренние заимствования, в том

числе:

1 459,0 1 465,7 1 486,2
привлечение 1977,9 2082,2 2273,6
погашение -518,9 -616,5 -787,4
Государственные внешние заимствования, в том

числе:

133,3 136,0 139,9
привлечение 203,8 201,8 200,5
погашение -70,5 -65,8 -60,6
Использование Резервного фонда -164,0 -51,4 0,0
Использование ФНБ 7,5 10,0 10,0
Приватизация 276,1 309,4 300,0
Исполнение  государственных гарантий Российской

Федерации

-120,2 -85,8 -248,7

Источник: Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс] – (www.minfin.ru)

     По  состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.)(Приложение 1). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних – в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб. (Рис. 1).

Рис. 1. Динамика объема государственного долга Российской Федерации, %. 

Также следует учитывать высокую зависимость  отечественной экономики от ситуации на сырьевых рынках. Текущие цены на нефть находятся на уровне исторических максимумов и вероятность их падения  весьма высока, а это заставит привлекать дополнительные займы для покрытия бюджетного дефицита. Потенциально, в качестве таковых могут рассматриваться средства ФНБ, поступления от приватизации и повышения налогов.

В кризисный  период важным инструментом государственной  поддержки реального сектора  экономики выступали государственные  гарантии, вследствие чего возросли объемы их предоставления. В предстоящем  периоде, по мере преодоления кризисных явлений, планируется снижение объемов выдаваемых государственных гарантий и они не превысят 300 млрд. руб.12

Рис. 2. Объем предоставления государственных гарантий РФ, млрд. руб. 

Принятие  обязательств по государственным гарантиям  оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации. Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита. При этом на стадии формирования бюджетных проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного

вида  условных обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка.

Эта особенность  значительно осложняет бюджетное  планирование как на короткий период, так и в долгосрочной перспективе. Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту (Рис. 3), причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по ОФЗ. Если в 2009 году на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации , то в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы. Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут.

Рис. 3. Объем государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям, млрд. руб. 

Эффективное решение задачи по минимизации постоянно  растущих расходов, направляемых на погашение и обслуживание государственного долга, а также расходов по управлению присущими суверенным долговым обязательствам рисками диктует необходимость перехода к практике применения так называемых активных операций с государственным долгом. Их главное содержание состоит в целенаправленном воздействии на структуру задолженности (по срокам, используемым валютам и инструментам, процентным ставкам и т.п.). Применительно к нашей стране речь идет об ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА) со 100-процентным участием государства, политическое решение о создании которого было принято еще в 2008 г. Одна из основных функций РФА – постоянный прямой диалог с инвестиционным сообществом для формирования и поддержания адекватного восприятия кредитного риска России. Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государствнные заимствования, то есть размещать государственные ценные бумаги, а также проводить операции с ними на вторичном рынке с целью оптимизации структуры государственного долгового портфеля. Создание данного института – необходимый и логичный этап на пути к созданию в России эффективной системы управления государственным долгом.

Вне зависимости  от макроэкономических сценариев и  конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы