Государственный долг: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы и методы управления госдолгом;
3. проанализировать современное состояния и рассмотреть основные направления долговой политики.
Цель данной работы – раскрыть экономическое содержание понятия «государственный долг», систему управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАВРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 3
1.1 Сущность и формы государственного долга РФ 3
1.2 Правовые основы функционирования и управления государственным долгом 8
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВННЫМ ДОЛГОМ РФ 15
2.1 Задачи и принципы управления 15
2.2 Долговая политика: цели, факторы, условия формирования 20
2.3Анализ состояния и перспектив развития системы государственного долга РФ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 310.72 Кб (Скачать документ)

•   и др., включая федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах, на очередной год.

Основополагающим  документом, безусловно, является Бюджетный  Кодекс РФ по которому государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Управление  государственным и муниципальным  долгом осуществляется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом  местного самоуправления.

Законодательство  разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.6

       С экономической точки зрения государственный  долг представляет собой задолженность  государственных органов как  результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями  общества на основе займов денежных средств  у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

       Таким образом, наличие эффективной системы  управления государственным долгом является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов  государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между  риском и затратами, и в целом  помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим  и финансовым потрясениям.

       С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые  на законодательном уровне было прописано  понятие единой системы учета  и регистрации государственных  долговых обязательств.

       Однако, по сути, единой, целостной системы  управления государственным долгом до настоящего времени не создано, и  первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского  законодательства.

       В правовом регулировании нуждается  порядок применения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.

       В действующем законодательстве также  отсутствует система ответственности  за эффективность принимаемых решений  при осуществлении государственной  политики заимствований и управления государственным долгом.

       Необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации, функций и сопряженной  с ними ответственности, а также  обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную  политику. При этом необходимо придать  большую четкость бюджетным документам, и этим снять имеющую в них место правовую неопределенность.

       Как показывают результаты проверок, учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.

       Государственная книга внешнего долга Российской Федерации служит только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым  займам и не содержит данных об исполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также  о приостановлении или аннулировании  соглашений.

       Классификация источников внешнего финансирования дефицитов  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  не сопоставима с классификацией видов государственных внешних  долгов Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнего долга.

       Применяемый Банком России в соответствии с методикой  МВФ принцип определения внешнего долга Российской Федерации основывается на делении долга по принципу резидент/нерезидент. Бюджетным кодексом Российской Федерации  не предусмотрено данного деления. Внутренние и внешние долговые обязательства  классифицируются Минфином России по валютному признаку. Данные об объемах государственного долга перед резидентами отсутствуют и не публикуются.

       Данное  положение препятствует адекватному  анализу ситуации, связанной с  определением совокупного национального  долга Российской Федерации, и определению  общих показателей долговой устойчивости.

       Отсутствие  законодательно закрепленных норм определения  в соответствии с международной практикой государственного внешнего и внутреннего долга существенно ограничивает возможности государства в части достоверного определения государственного национального долга и, соответственно, накладывает ограничение на возможность оперативного управления государственным внешним долгом.

       Законодательных основ для управления государственным  национальным внешним долгом, включающим задолженность по долговым обязательствам как Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, так  и остальных секторов экономики  в настоящее время не создано.

       Оперативные данные о состоянии государственного внешнего долга и операциях с  долговыми обязательствами Российской Федерации, как представляемые в  Счетную палату Российской Федерации, так и публикуемые на сайте  Министерства финансов Российской Федерации, не являются полными как по составу  обязательств, так и по их объему.

       Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга не отражают реального объема средств, использованных в целях  проведения операций с долговыми  обязательствами, так как не включают в себя расходы, связанные с выполнением  агентских функций консультационных услуг по внешнему долгу.

       Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено  возникновение государственного внешнего долга субъектов Российской Федерации, хотя заимствования в иностранной  валюте по ряду субъектов осуществлялись ранее и продолжаются до настоящего времени.

       До  настоящего времени не публикуются  консолидированные данные о долговых обязательствах субъектов Российской Федерации. Единая система учета  долговых обязательств до настоящего времени еще не создана.

       Действующее законодательство не позволяет Счетной  палате Российской Федерации осуществлять полномасштабный контроль над государственным  национальным внешним долгом Российской Федерации, определяемым в соответствии с международной практикой и  долговыми обязательствами субъектов  Российской Федерации.

       Несмотря  на то, что в Российской Федерации  используются принятые в международной  практике отдельные показатели, характеризующие  состояние государственного долга, их состав нельзя назвать представительным. Фактически в материалах Правительства  Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации представлены только 2 показателя:

       - государственный долг по номинальной стоимости, в том числе внешний, Правительства Российской Федерации в процентах к ВВП;

       - соотношение процентных и непроцентных расходов федерального бюджета.

Минфином  России не рассчитываются и не публикуются:

       - отношение приведенной стоимости внешнего долга к ВВП;

       - отношение (коэффициент) расходов на обслуживание государственного внешнего долга к доходам от экспорта;

       - отношение (коэффициент) объема валютных резервов к объемам краткосрочного внешнего долга;

       - средневзвешенная процентная ставка по внешним долговым обязательствам;

       - показатель состава внешнего  долга: объемы рыночной и нерыночной  долей, структура долга по времени  возникновения обязательств, по  инструментам и по срокам погашения  обязательств;

       - непогашенный государственный долг (включая задолженность по процентам) как доля валового внутреннего продукта;

       - долг на душу населения, характеризующий бремя, приходящееся на каждого гражданина.

       Помимо  несовершенства законодательства следует  отметить следующие негативные факторы:

       - сохраняются пиковые нагрузки на федеральный бюджет в части осуществления выплат по государственному внутреннему долгу Российской Федерации, оформленному в государственные ценные бумаги;

       - эмиссия и размещение государственных ценных бумаг в объемах, превышающих потребности федерального бюджета в осуществлении платежей по ранее принятым обязательствам, свидетельствует о том, что в ряде случаев выпуск в обращение этих долговых инструментов обусловлен не потребностью бюджета в дополнительных источниках финансирования, а необходимостью решения задач макроэкономической и денежно-кредитной политики и в первую очередь связывания свободной ликвидности;

       - централизованный выпуск ценных бумаг используется в мировой практике в качестве инструмента государственного регулирования экономики, оказывающего воздействие на денежное обращение и управление объемом денежной массы, а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и организаций и населения для решения тех или иных финансовых задач. Однако население Российской Федерации в своем большинстве не является участниками ОРЦБ.

       Долговые  обязательства учитываются только по номинальной стоимости и не отражают ни реальный объем задолженности  по внешним обязательствам, возникшим  в иностранной валюте, ни их текущую рыночную стоимость.

       Метод приведенной стоимости используется исключительно при проведении операций по реструктуризации и досрочному погашению  долговых обязательств и не используется для расчета приведенной стоимости как внешнего, так и внутреннего долга для анализа его состояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВННЫМ ДОЛГОМ РФ 

     2.1 Задачи и принципы управления государственным долгом РФ

     Управление  государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.7

Под управлением  государственным долгом в широком  смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом заключается:

- в формировании  политики в отношении государственного  долга;

- в установлении  границ государственной задолженности  (в том числе в определении  общего объема бюджетного дефицита  и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

- в определении  основных направлений и целей  воздействия на микро- и макроэкономические  показатели;

- в установлении  возможности и целесообразности  финансирования за счет государственного  долга общегосударственных программ.

     Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.8

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи: 1) удержание  величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической  безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба для финансирования программ социально-экономического развития;

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы