Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:39, курсовая работа
Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы и методы управления госдолгом;
3. проанализировать современное состояния и рассмотреть основные направления долговой политики.
Цель данной работы – раскрыть экономическое содержание понятия «государственный долг», систему управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАВРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 3
1.1 Сущность и формы государственного долга РФ 3
1.2 Правовые основы функционирования и управления государственным долгом 8
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВННЫМ ДОЛГОМ РФ 15
2.1 Задачи и принципы управления 15
2.2 Долговая политика: цели, факторы, условия формирования 20
2.3Анализ состояния и перспектив развития системы государственного долга РФ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
2) минимизация
стоимости долга на основе
удлинения срока заимствований
и снижения доходности
3) поддержание
стабильности и
4) достижение
эффективного и целевого
5) обеспечение
своевременного возврата
6) диверсификация
долговых обязательств по
7) координация
действий федеральных органов,
органов субъектов Федерации
и местного самоуправления на
рынке государственных
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
-
безусловность - обеспечение точного
и своевременного выполнения
обязательств государства
-
единство учета - учет в процессе
управления государственным
-
единство долговой политики - обеспечение
единого подхода в политике
управления государственным
-
согласованность - обеспечение максимально
возможной гармонизации
- снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
-
оптимальность - создание такой
структуры государственных
-
гласность - предоставление достоверной,
своевременной и полной
Управление
государственным долгом, как и
всякое управление, имеет четыре составляющие:
прогнозирование, планирование, анализ
и контроль. Однако эти функции
управления могут быть конкретизированы
применительно к
Управление
государственным в широком
-
формирование политики в
-
определение основных
-
определение основных
-
определение приоритетных
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
- рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
- конверсия - изменение доходности займа;
-
консолидация - превращение части
имеющейся задолженности в
-новация
- соглашения между государством-
-
унификация - решение государства
об объединении нескольких
-
отсрочка - консолидация при
- дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
Важной составляющей управления государственным долгом является установление его предельного объема и предельного объема государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной год утверждаются законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Установлено, что предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Бюджетный кодекс предусматривает случаи, когда Правительство РФ вправе осуществлять заимствования свыше установленного предельного их объема:
• по внешним заимствованиям — если при этом Правительство РФ осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга;
•
по внутренним (внешним) заимствованиям
вместо внешних заимствований — если
это снижает расходы на обслуживание долга
в рамках установленного объема государственного
долга (суммы внутреннего и внешнего долга)
и иной порядок реструктуризации не предусмотрен.10
2.2 Долговая политика государства: цели, факторы, условия формирования
Система
управления государственным долгом
непосредственно связана с
Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики. В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. Последние годы Правительство Российской Федерации концентрировало все усилия в области долговой политики на проведении реструктуризации, а работа в области структурной перестройки всей системы управления госдолгом ограничилась разработкой проекта концепции.
Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т. п. Она также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.
Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:
- улучшение
качества долга за счет
- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- содействие
достижению инвестиционного
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
- усиление
привлекательности российских
- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
- максимальное
использование для
- более
тесная координация
- создание
комплексной системы
- совершенствование
учета и мониторинга
Основные принципы активной долговой политики:
1.
Безусловное обслуживание
Для получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств, обеспечение равного доступа на рынок российских долговых обязательств инвесторов при сохранении эффективного контроля над вложениями нерезидентов в российские ценные бумаги.
2.
Долговременная стратегия и
Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей:
- стратегии обслуживания имеющегося долга;
- стратегии привлечения новых финансовых ресурсов;
- стратегии использования заемных средств.
При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.
3. Связь с внешней политикой.
Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы