Государственный долг: сущность и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В трех главах данной курсовой мы рассмотрим следующие вопросы: сущность и структуру государственного долга; раскроем классификацию государственного долга; рассмотрим методы его обслуживания; проанализируем состояние внутреннего государственного долга РФ; проанализируем состояние внешнего государственного долга РФ; рассмотрим проблемы по снижению государственного долга РФ и сформируем пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ...... 5
1.1. Сущность и структура государственного долга.………………...…………5
1.2. Классификация государственного долга.………………………...................9
1.3. Методы управления государственным долгом …………………………...13
Глава 2. Анализ государственного долга РФ…………………………….15
2.1. Анализ внешнего государственного долга РФ ………………………..….15
2.2. Анализ внутреннего государственного долга РФ.......................................18
2.3. Методы управления государственным долгом в РФ………..……………21
Глава 3. Проблемы государственного долга РФ и пути их решения………………………………………………………………….....28
Заключение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРГ РФ.docx

— 79.69 Кб (Скачать документ)

- Объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

- Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

Внутренний государственный  долг РФ включает в себя задолженность  по ГКО (государственным краткосрочным  обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную  задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает  Министерство финансов РФ, владельцами  облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего  долга за предыдущий финансовый год.

Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ) [8. С. 54].

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского  долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ [1. Ст.145].

Государственный долг делится на основной и текущий  в зависимости от срока погашения.

Основным  государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа  и которая не может быть предъявлена  к оплате в течение данного периода.

Текущим государственными долгом называется задолженность  государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Долг  может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной  власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

- срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

- право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

- признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

- по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств [8. С. 148].

Займы также  классифицируются по форме выплаты  доходов и методам размещения.

Все условия  межправительственных займов фиксируются  в специальных соглашениях, где  оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия. Внешние  облигационные займы на иностранных  денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими  консорциумами. За эту услугу они  взимают комиссионные.

Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

Исходя  из данного материала государственный долг подразделяется на 2 типа: внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, номинированные в валюте данного государства. Внешний государственный долг в свою очередь – это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в международной валюте.

1.3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

 

Основными мероприятиями по управлению государственным долгом являются следующие: [9. С. 238]

- выплата доходов по займам и их погашение, которые должны проводиться за счет налоговых поступлений в государственный бюджет.

- конверсия государственных долговых обязательств — это изменение доходности уже размещенных займов.

- консолидация государственного долга заключается в изменении сроков погашения облигаций.

- унификация государственных займов означает объединение нескольких займов в один: облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

- обмен облигаций по регрессивному соотношению: предполагает обмен нескольких старых облигаций на одну новую с меньшей нарицательной стоимостью.

- отсрочка погашения займа заключается в том, что передвигаются сроки погашения с прекращением выплаты процентов за пределами ранее объявленного срока.

- аннулирование государственного долга — это полный отказ государства от своих обязательств по выпущенным займам.

Следовательно, исходя из данного материала для оптимального управления государственным долгом необходимо:

- унифицирование системы учета государственных долговых обязательств

- четко определять функции органов власти для максимально эффективных вложений заемных средств.

- разумное управление бюджетными средствами по устранению госдолга.

 

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА РФ

2.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ

 

Основные  направления долговой политики на 2010 - 2012 годы в виде самостоятельного документа  Минфином России не разрабатывались, поскольку  это не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период». Ранее необходимость разработки и рассмотрения долговой политики на среднесрочную перспективу (наряду с основными направлениями налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики) предусматривалась постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» (с изменениями).

Основные  направления долговой политики на 2010 - 2012 годы представлены в составе  Основных направлений бюджетной  и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 – 2013 годов (далее - основные направления бюджетной политики), согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2011 — 2013 годы будет направлена:

- на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

- на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.

В настоящее  время проблема внешней задолженности  в России не стоит так остро, как  даже пять лет назад. В последние  годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно  сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003 — 2005 гг. мер по замещению внешних заимствований  внутренними, и его досрочного погашения в 2005 — 2007 гг. за счет средств Стабилизационного фонда. К началу 2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше.

Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению  с 2009 годом в рублевом эквиваленте  увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 1,4 раза.

Верхний предел государственного внешнего долга  Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере  53,0 млрд. долларов США (на 1 января 2010 года – 37,6 млрд. долларов США), на 1 января 2012 года – 55,6 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года – 65,2 млрд. долларов США. Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2010 годом на 27,6 млрд. долларов США.

Увеличение  величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями  на внешних финансовых рынках путем  размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Абсолютный  размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или  на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или  на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года [16].

 

 

Таблица 1 - Динамика внешнего государственного долга РФ [25].

 

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

отчет

Закон № 308-ФЗ (с изм.)

млрд. долл. США

структура,

%

млрд. долл. США

структура,

%

Государственный внешний  долг, всего

37,6

100

53,0

100

в том числе:

       

кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических  лиц в иностранной валюте

8,7

23,1

7,3

13,8

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

28,0

74,5

34,2

64,5

гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте

0,9

2,4

11,5

21,7


 

Анализ  показывает, что в 2011году увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизится на 13,8% в 2011 году по сравнению с 2010 годом в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. При этом привлечение новых кредитов не планируется.

Законопроектом  предусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые  в 2010 году составляют 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на 31,4 %.

Рост  расходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза).

Рост  расходов на обслуживание внешнего долга  в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

По мнению Счетной палаты, Правительству Российской Федерации необходимо в целях повышения обоснованности прогноза социально-экономического развития, обеспечения обоснованного и взвешенного подхода к вопросам определения сбалансированности и бюджетной устойчивости в условиях растущих объемов заимствований на покрытие дефицита федерального бюджета возобновить разработку основных направлений долговой политики на среднесрочную перспективу как отдельного документа.

Внешняя задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга. Задолженности бывшего СССР и долговые обязательства Российской Федерации, образовавшиеся в период после 1 января 1992 года. Но не смотря на множественные долговые обязательства в последние годы правительство РФ снижает показатели внешнего госдолга в основном за счет: высокого показателя коэффициента долговой устойчивости, а так же за счет инвестиций вложенных в российские облигации.

Информация о работе Государственный долг: сущность и методы управления