Государственный долг: сущность и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В трех главах данной курсовой мы рассмотрим следующие вопросы: сущность и структуру государственного долга; раскроем классификацию государственного долга; рассмотрим методы его обслуживания; проанализируем состояние внутреннего государственного долга РФ; проанализируем состояние внешнего государственного долга РФ; рассмотрим проблемы по снижению государственного долга РФ и сформируем пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ...... 5
1.1. Сущность и структура государственного долга.………………...…………5
1.2. Классификация государственного долга.………………………...................9
1.3. Методы управления государственным долгом …………………………...13
Глава 2. Анализ государственного долга РФ…………………………….15
2.1. Анализ внешнего государственного долга РФ ………………………..….15
2.2. Анализ внутреннего государственного долга РФ.......................................18
2.3. Методы управления государственным долгом в РФ………..……………21
Глава 3. Проблемы государственного долга РФ и пути их решения………………………………………………………………….....28
Заключение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРГ РФ.docx

— 79.69 Кб (Скачать документ)

 

Исходя  из данных таблицы динамика внешнего государственного долга значительно  вырастет к 2014 году, и составит 75,6 млрд.долл. США ( в 2 раза больше по сравнению с 2010 годом). Это обуславливается тем, что в России кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте снизятся почти в 2 раза, и составят 4,8 млрд.долл. США (в 2010 году – 8,7 млрд.долл. США), и возрастут государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте до 49,8 млрд.долл. США (в 1,8 раз), а так же гарантии Российской Федерации в иностранной валюте значительно увеличатся до 21,1 млрд.долл. США (в 23,4 раза).

 

Таблица 3 - Динамика внутреннего государственного долга РФ [25].

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

отчет

Закон № 308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

структура, %

Государственный внутренний долг,

всего

2 094,7

100

3 726,7

100

5 148,4

100

6 976,4

100

8 826,3

100

в том числе:

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1 837,1

87,7

2 933,0

78,7

4 076,7

79,2

5 621,1

80,6

7 147,5

81,0

государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

1 064,8

20,7

1 355,3

19,4

1 678,8

19,0

прочая задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2

6,9

0,1

0,0

0

0,0

0


 

Внутренний  государственный долг Российской Федерации  так же возрастет в 2014 году, по сравнению  с 2010 годом в 4 раза, и составит 8826,3  млрд.руб. (в 2010 году государственный долг составил 2094,7 млрд.руб.). Государственные гарантии и государственные ценные бумаги при этом возрастут на 1427,4 млрд.руб. и 5310,4 млрд.руб соответственно, а прочая задолженность к 2014 году будет равна нулю.

Таким образом в настоящее время Россия может продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, а иными словами, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из статей расходов федерального бюджета  являются расходы на осуществление  международной деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми  организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации  в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год). Эти расходы имеют растущую динамику.

В настоящее  время проблема внешней задолженности  в России не стоит так остро, как  даже пять лет назад. В последние  годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно  сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003 — 2005 гг. мер по замещению внешних заимствований  внутренними, и его досрочного погашения в 2005 — 2007 гг. Однако в связи с финансовым кризисом правительство России планирует увеличить объемы получаемых внешних займов. Соответственно прогнозируется рост расходов на обслуживание долга. Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

Резкое  сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета.

Активная  позиция правительства в отношении  получения и выдачи государственных  займов требует соответствующей  работы с госдолгом. Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Основными методами управления государственным долгом являются выплата доходов по займам и их погашение, которые должны проводиться за счет налоговых поступлений в государственный бюджет; конверсия государственных долговых обязательств; консолидация государственного долга; унификация государственных займов; обмен облигаций по регрессивному соотношению; отсрочка погашения займа; аннулирование государственного долга.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ч. 1-я от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ч. 1-я от 31.07.1998г., № 120-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ч 1-я от 31.07.1998г., № 121-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).

4. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Ч, 1-я от 31.07.1998г., №  245,458-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).

5. Мордвинцева А.Д. /Государственный и муниципальный долг.

6. Косаренко Н.Н. / Государственный и муниципальный долг / Финансовое право России: Учебное пособие. Часть I / Москва / НИБ / 2004.

7. Мацкуляк И.Д./ «Государственные и муниципальные финансы»/ Москва, РАГС, 2004.

8. Хейфец Б.А. Управление государственным долгом в царской России/ Б.А. Хейфец//Финансы.-2003.-№11.

9. Шенаев В.П. Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев// Бизнес и банки.-2005.-№26.

10. Головачёв Д. И. Государственный долг: теория, российская и мировая практика. – М.: ЮНИТИ, 2003.

11. Экономика переходного периода: очерки экономической политики посткоммунистической России 199802002гг. / главный редактор Е.Т. Гайдар. - М.: Дело.2003.

12. Э.Х. Махмутова. Долговая политика и использование иностранных инвестиций.

13. Голубев В.В., Никитин В.М., Никитина Д.А.и др. / Финансовые ресурсы: Формирование и управление: Учебное пособие / Москва / РГОТУПС / 2005.

14. Логачев В.А., Осокина Н.В., Ксургашева Л.В.и др. /Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга / Экономическая теория. Часть 2. Макроэкономика: Учебное пособие. Кемерово. КузГТУ. 2006.

15. Финансы / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика. 2005.

16. Официальный сайт министерства финансов РФ // www.minfin.ru

17. Официальный сайт правительства России // www.government.gov.ru

18. Официальный сайт Центрального Банка России // www.cbr.ru

19. Официальный сайт Интерфакс // www.interfax.ru

20. Официальный сайт Внешэкономбанка // www.veb.ru

21. РосБизнесКонсалтинг // www.rcb.ru

22. Интернет-версия газеты «Коммерсант» // www.kommersant.ru

23. Хеджевый фонд // www.hf.ru

24. Информационное агентство Полит.ру. // www.polit.ru

25. http://www.ach.gov.ru

 


Информация о работе Государственный долг: сущность и методы управления