Государственный долг: сущность и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В трех главах данной курсовой мы рассмотрим следующие вопросы: сущность и структуру государственного долга; раскроем классификацию государственного долга; рассмотрим методы его обслуживания; проанализируем состояние внутреннего государственного долга РФ; проанализируем состояние внешнего государственного долга РФ; рассмотрим проблемы по снижению государственного долга РФ и сформируем пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ...... 5
1.1. Сущность и структура государственного долга.………………...…………5
1.2. Классификация государственного долга.………………………...................9
1.3. Методы управления государственным долгом …………………………...13
Глава 2. Анализ государственного долга РФ…………………………….15
2.1. Анализ внешнего государственного долга РФ ………………………..….15
2.2. Анализ внутреннего государственного долга РФ.......................................18
2.3. Методы управления государственным долгом в РФ………..……………21
Глава 3. Проблемы государственного долга РФ и пути их решения………………………………………………………………….....28
Заключение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРГ РФ.docx

— 79.69 Кб (Скачать документ)



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3

Глава 1.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ...... 5

1.1. Сущность  и структура государственного долга.………………...…………5

1.2. Классификация  государственного долга.………………………...................9

1.3. Методы  управления государственным долгом  …………………………...13

Глава 2. Анализ государственного долга РФ…………………………….15

2.1. Анализ внешнего государственного долга РФ ………………………..….15

2.2. Анализ внутреннего государственного долга РФ.......................................18

2.3. Методы управления государственным долгом в РФ………..……………21

Глава 3.  Проблемы государственного долга РФ и пути их решения………………………………………………………………….....28

Заключение……………………………………………………………… 34

Список литературы…………………………………………………… 36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическое определение государственного долга - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Актуальность данной работы состоит  в том, что величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Так же данная проблема становится все более значимой из-за финансового кризиса, в последние 3 года государственный долг РФ очень сильно возрос, что нашло свое отражение на жизненном уровне граждан, промышленности, а так же отразилось на частном бизнесе. Поэтому грамотное управление  размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

Целью данной работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.

В трех главах данной курсовой мы рассмотрим следующие вопросы: сущность и структуру государственного долга; раскроем классификацию государственного долга; рассмотрим методы его обслуживания; проанализируем состояние внутреннего государственного долга РФ; проанализируем состояние внешнего государственного долга РФ; рассмотрим проблемы по снижению государственного долга РФ и сформируем пути их решения.

Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.

1.1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных  нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового  состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов  государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований  является государственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет  к образованию государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженностей государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права [6. С. 112].

 В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ [5. С. 112].

В Бюджетном кодексе даны следующие  определения: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ".

При определении всего (внутреннего и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

- соглашение и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.

В целях  регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть  ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных  расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и  дефицитное финансирование. Рост налогообложения  приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных  расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении  размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с  экспортом в 2 раза, повышенной опасности  – в 3 раза.

Многие  экономисты  считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости  ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного  уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство  теряет возможность дальнейшего  экономического роста. Особенно важно  соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный  долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Выплата доходов по займам и их погашение  являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает  такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременного выполнять  свои долговые обязательства, правительство  вынуждено прибегать к их пролонгации, то есть удлинению сроков погашения  или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная  цель выпуска займов в сегодняшней  России – это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму  задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных  расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтом государственный  внутренний долг тесно связан с государственным  бюджетом, как фактом своего происхождения, так и объемными показателями.

Чем обременительнее  для страны накопленный внешний  долг, тем в большей мере его  обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований  с соответствующими сферами экономики  страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста  внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

Государственный долг имеет очень большое социальное значение. В основном он оказывает  свое влияние на социальных работников и пенсионеров. Как вы знаете с каждым годом государство пытается облегчить жизнь социальных работников, таких как: врачи, учителя, военнослужащие и многие другие. Но не может обеспечить этого в достаточной степени, например заработную плату преподавателей в среднем каждый год поднимают на 5%, что в переводе на денежную единицу составляет от 150 до 450 рублей, что не является существенным с учетом инфляции. Такую же ситуацию можно увидеть и с пенсионерами. Государство не может существенно поднимать заработную плату из-за возросшего государственного долга особенно в период международного финансового кризиса, так как государственный бюджет заметно опустел и большая часть средств из него уходит на погашение государственного долга, что отмечено ниже.

Таким образом государственный долг – это сумма задолженностей государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Основными причинами для возникновения государственного долга служат: войны, экономические спады, реформации и т.п.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

Долговые  обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в рублях. Государственный  внутренний долг РФ обеспечивается всеми  активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые  обязательства РФ по внутреннему  долгу могут существовать в форме:

- Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями;

- Государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

-Договоров о предоставлении государственных гарантий  РФ;

- Переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

- В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

- Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

Информация о работе Государственный долг: сущность и методы управления