Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа
Целью данной работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В трех главах данной курсовой мы рассмотрим следующие вопросы: сущность и структуру государственного долга; раскроем классификацию государственного долга; рассмотрим методы его обслуживания; проанализируем состояние внутреннего государственного долга РФ; проанализируем состояние внешнего государственного долга РФ; рассмотрим проблемы по снижению государственного долга РФ и сформируем пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ...... 5
1.1. Сущность и структура государственного долга.………………...…………5
1.2. Классификация государственного долга.………………………...................9
1.3. Методы управления государственным долгом …………………………...13
Глава 2. Анализ государственного долга РФ…………………………….15
2.1. Анализ внешнего государственного долга РФ ………………………..….15
2.2. Анализ внутреннего государственного долга РФ.......................................18
2.3. Методы управления государственным долгом в РФ………..……………21
Глава 3. Проблемы государственного долга РФ и пути их решения………………………………………………………………….....28
Заключение…………………………………………
Внушительный размер внутреннего государственного долга отражает не лучшее состояние экономики России на данный момент. Чтобы эффективно справляться с такими задолженностями необходимо соответствующее управление. Одним из методов регулирования внутреннего государственного долга Российской Федерации является установление верхнего предела задолженности. Федеральным законом, «О федеральном бюджете на 2009 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1,8 млрд. рублей, а также на 1 января 2010 года в сумме 2,2 млрд. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2,8 млрд. рублей.
Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется Центральным Банком РФ.
Во внутренний государственный долг РФ не включаются долги субъектов РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированны правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.
Существует два способа,
которыми правительство может
Если правительство размещает
свои ценные бумаги на денежном рынке,
оно начинает конкурировать с
частными предпринимателями за финансовые
средства. Этот дополнительный спрос
на средства вызовет рост равновесной
процентной ставки, а инвестиционные
расходы обратно
Следовательно, выпуск дополнительных денег является более стимулирующим способом финансирования государственных дефицитов, по сравнению с увеличением займов.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Таковыми являются: во-первых выплата процентов по государственному долгу повышает неравенство в доходах, так как большая часть государственных ценных бумаг сосредоточена в руках более состоятельной части населения, погашение внутреннего государственного долга приводит к тому, что деньги от менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным,
выходит, те, кто владеет государственными ценными бумагами, становится еще богаче; второе, повышение ставок налогов, как средство выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действие экономических стимулов производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия; третье, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате, со временем, мы получим экономику с уменьшенным производственным потенциалом.
Таблица 3 - Динамика внутреннего государственного долга РФ [25].
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года | |||
отчет |
Закон № 308-ФЗ (с изм.) | |||
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % | |
Государственный внутренний долг, всего |
2 094,7 |
100 |
3 726,7 |
100 |
в том числе: | ||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
1 837,1 |
87,7 |
2 933,0 |
78,7 |
государственные гарантии |
251,4 |
12 |
787,1 |
21,1 |
прочая задолженность |
6,2 |
0,3 |
6,6 |
0,2 |
Анализ динамики показывает, что в структуре внутреннего госдолга в 2010 -2011 годах доля государственных гарантий будет составлять 12,0 % и 21,1 %.
Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, составил на 1 января 2011 года 2933,0 млрд. рублей, что больше на 1095,9 млрд. рублей, или на 62,6 %, показателя на начало 2010 года (1837,1 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1143,7 млрд. рублей.
Доля внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, в объеме ВВП резко возрастала в 1993 - 1997 годах, достигла максимума в 1997 году (19,3 % ВВП), за 1998 - 2008 годы снизилась до 3,4 % ВВП, с 2009 года увеличивается с 5,9 % до 6,7 % [11. С. 14].
2.3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ УРОВНЕ
В этом году Россия заплатила по внешнему долгу на 2 с лишним миллиарда долларов больше, чем планировалось изначально, сразу после реструктуризации российской задолженности перед иностранными кредиторами.
В целом это приблизительно
столько же, сколько в прошлом,
"пиковом" году. Поскольку никто
о корректировке стратегии
Вопрос об эффективном управлении государственным, преимущественно внешним долгом впервые возник еще в 1996 году на волне президентских выборов. Выборы прошли, волна улеглась, а проблема ничуть не утратила своей актуальности. В 1981 году долг СССР составлял всего 5 миллиардов долларов, в 1985-м - уже 25 миллиардов, в 1991-м - 68, в прославившемся дефолтом 1998 году долговая вершина России - правопреемницы СССР - поднялась до 158 миллиардов.
Однако для управления госдолгом важна не только абсолютная величина, но и ее структура. Специалисты условно делят долги на две части: рыночную и нерыночную. Нерыночная часть задолженности не поддается реструктуризации.
Обычно это долги перед государствами и международными финансовыми институтами.
Существует подготовленная Минфином и внесенная в Правительство Концепция по управлению государственным долгом. Документ подготовлен достаточно давно. Однако его судьба пока совершенно неясна. Судя по всему, кабинет министров рассматривать его в ближайшее время не собирается.
Не решен основной институциональный вопрос: какая организация должна непосредственно отвечать за проведение долговой политики? Формально ею остается ВЭБ, но его статус до сих пор не определен. И когда будет создано российское долговое агентство - неясно. Из этого обстоятельства логично вытекает отсутствие системного подхода к управлению долга. Сейчас с внешним долгом государство работает по одним правилам, с внутренним - по другим. Причем оба этих направлениях мало связаны между собой.
В процессе реализации политики государственных заимствований не всегда учитывались структурные особенности и графики платежей по государственным долговым обязательствам. В результате, осуществление новых заимствований способствовало образованию так называемых «пиков» платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. Указанные недостатки действующей системы управления долгом в полной мере реализованы в «пиках» в графике платежей по внешнему долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008 гг. Более того, нередко платежи в течение одного финансового года также концентрируются в пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняет процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета.
В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:
- поддержание объема
- обеспечение своевременного
исполнения и обслуживания
Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой.
Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2000 г., Федеральным законом от 29 июля 1998 г'. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка [4. Ст. 245, 458].
Анализ имеющейся
Существенным недостатком
управления государственным долгом
является недостаточная разработка
законодательно установленных целей
государственных заимствований. Законодательная
база по вопросам управления государственным
долгом характеризуется недостатками
в разграничении компетенции, полномочий
и ответственности органов
Статьей 120 Бюджетного кодекса
Российской Федерации «Единая система
учета и регистрации
При этом статья 121 Бюджетного
кодекса устанавливает
Некоторые действующие нормативно-
Так, например, необходимо внести изменения в Порядок работы с проектами, финансируемыми за счет займов Международного банка реконструкции и развития, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 395. Это связано в первую очередь с тем, что после вступления в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации многие положения данного документа устарели, изменилась сама стратегия Российской Федерации в отношении заимствований у международных финансовых организаций.
Информация о работе Государственный долг: сущность и методы управления