Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников являются правительственные займы и денежные эмиссии. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть-это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Экономическое содержание государственного долга………………….......4
1.1 Понятие, содержание, основные элементы государственного долга.…...6
1.2 Роль государственного долга в экономике……..…..................................8
2 Формы государственного долга .…………………………………………...13
2.1 Внутренний государственный долг………………………………………..13
2.2 Внешний государственный долг……………………………… …………14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам…………………………………………………………….17
3.1 Методы управления государственным долгом……………....................17
3.2 Состояние государственного долга в Республике Беларусь…………...19
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 91.31 Кб (Скачать документ)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

           

             

   Кафедра бюджета и финансов внешнеэкономической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Государственный долг

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 3-й курс, ДФД-1                                                   П.А.Шеремет

           

 

Руководитель                                                                                        

кандидат экономических наук                                                     И.Н.Жук

доцент 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: с 28, табл 3, источник 18

 

Бюджетный дефицит, КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ

 

Объект исследования ― экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования ― внутренний и внешний государственный долг.

Цель работы: определение понятия экономическое содержание государственного долга , а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ состояния государственного долга в Республике Беларусь, выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения. 

Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные причины возникновения государственного долга и предложены  конкретные способы их решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического  применения: лекции, семинарские занятия.

Апробация (внедрение): сообщение на научном кружке, выступление на поточной конференции по итогам года, выступление на университетской конференции.

Результаты внедрения: акт о внедрении в учебный процесс.

Технико-экономическая, социальная и  экономическая значимость: изучение проблемы возникновения государственного долга является очень актуальной в начале XXI века, так как множество стран проходит в данный момент переходный период, большую часть из которых составляют бывшие социалистические страны.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в курсовой работе расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….4

1 Экономическое содержание государственного долга………………….......4

1.1 Понятие, содержание, основные элементы государственного долга.…...6

1.2 Роль государственного долга в экономике……..…..................................8

2 Формы государственного долга    .…………………………………………...13

2.1 Внутренний государственный долг………………………………………..13

2.2 Внешний государственный долг……………………………… …………14

3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам…………………………………………………………….17

3.1 Методы управления государственным долгом……………....................17

3.2 Состояние государственного долга в Республике Беларусь…………...19

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованных источников………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

          

      Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников являются правительственные займы и денежные эмиссии. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть-это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность использования методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется прежде всего тем, что: с помощью государственной задолженности удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимой потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств; как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, государственный долг может являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны; финансирование дополнительных государственных расходов посредством государственного долга обычно связано с меньшими негативными последствиями как для функционирования экономики, так и для правящей политической элиты, стратегия управления государственным долгом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают главными элементами, балансирующими всю схему бюджетной политики в целом. В тоже время, необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой Центральных банков имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономии, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой- во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер. Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности. Объектом исследования данной курсовой работы является экономика Республики Беларусь. Предметом исследования является внутренний и внешний государственный долг. Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории государственный долг, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи: изучить сущность и инструменты регулирования государственного долга Республики Беларусь; провести анализ динамики внешнего и внутреннего долга Республики Беларусь; рассмотреть методы управления внешним и внутренним государственным долгом. Методы исследования: сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза, экономико-математические методы анализа данных статистической отчетности. Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, публикации специалистов, нормативно-правовая база Республики Беларусь, справочная литература статистические данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

1 Экономическое содержание государственного долга

 

 

     1.1 Понятие, содержание, основные элементы государственного долга

 
 

     Признание возможности несбалансированных государственных бюджетов с целью стабилизации экономики, мобилизации финансовых ресурсов для покрытия бюджетных дефицитов имеют следствием увеличение государственной задолженности. В результате обобщения различных дефиниций государственного долга, встречающихся в современной экономической литературе, можно выделить две основные группы его трактовок.

           Первая группа ученых определяет  государственный долг как общую  сумму всех положительных бюджетов  правительства за вычетом всех  дефицитов, которые имели место  в стране. Вторая группа авторов под государственным долгом понимает все непогашенные долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В первом определении внимание фиксируется по причине возникновения долга, во втором- на механизме его оформления. Но общим для них является то, что в любом случае речь идет о долге правительства. Поскольку в современным условиях развития мировой экономики активными участниками кредитно-долговых отношений являются не только государство, но и другие субъекты хозяйствования, представляется правомерным выделение и определение такого понятия, как государственный долг [ 7, с. 65].

           Государственный долг представляет собой общую сумму обязательств государства по выпущенным и непогашенным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным гарантиям. Экономическая сущность и содержание государственного долга, заключаются в раскрытии причин его образования, функций, социально-экономических последствий, структуры.

В зависимости от рынка размещения, вида валюты и  других условий государственный  долг делится на внутренний и внешний. К внешнему относятся кредиты иностранным государств, международных финансовых организаций; государственные займы в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. К внутреннему- кредиты от национальных банков, государственные займы в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Государственный долг также делится на капитальный- вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства и текущий- расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

           Основными функциями государственного долга являются фискальная, стабилизирующая, аллокативная, стимулирующая, контрольная. Фискальная- создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств. Стабилизирующая- формирование условий для эффективного развития экономики путем воздействия на основные макроэкономические величины такие как удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса., насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости, сокращение безработицы). Аллокативная- формирование финансовой базы для последующего экономического роста путем распределения ресурсов во времени и между отраслями производства, хозяйствующими субъектами, частными институтами и государством. Стимулирующая- ускорение экономического роста с помощью государственных инвестиций, осуществляемых за счет заимствованных средств. Контрольная- влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

         Формы государственного долга классифицируются в зависимости от:

1 Способа обслуживания: капитальный долг, текущий долг, основной долг.

2 Типа заемщика: долг центрального правительства, муниципальный долг, долг субъектов хозяйствования государства.

3 Формы долговых  обязательств: кредитные соглашения и договоры; государственные и муниципальные займы, договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы; договоры о предоставлении о предоставлении государственных и муниципальных гарантий; cоглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

4 Срочности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

5 Рынка заимствования: внутренний и внешний.

6 Способа погашения: долг уменьшаемый, а в перспективе и погашаемый за счет конверсии; долг, погашаемый за счет специальных погасительных фондов, долг, погашаемый за счет бюджетного профицита , долг, ликвидируемый в результате государственного банкротства.

7 Структурных элементов: финансовый, условный, административный.

8 Валюты обязательств: в национальной и иностранной валюте [ 7, с.66].

          Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами- с другой, по поводу формирования дополнительных средств государства. В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое понятие о государственном долге. Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц. Следует различать совокупный долг и государственный долг. Совокупный долг- более широкое понятие, которое включает не только государственный долг, но и долг финансовых и нефинансовых организаций. Государственный или общественный долг- это задолженность только органов государственной власти разных уровней перед другими секторами хозяйства. Совокупный долг делится на общественный и частный долг. Общественный долг включает суверенный, субсуверенный, частный долг включает долг финансового сектора и долг нефинансовых организаций [ 8, с. 101].

          Таким образом, государственный  долг представляет собой общую  сумму обязательств государства  по выпущенным и непогашенным  займам, полученным кредитам и  процентам по ним, выданным  гарантиям. Экономическая сущность  и содержание государственного  долга, заключаются в раскрытии  причин его образования, функций,  социально-экономических последствий,  структуры. В зависимости от рынка размещения, вида валюты и других условий государственный долг делится на внутренний и внешний. Государственный долг также делится на капитальный- вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства и текущий- расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил. Основными функциями государственного долга являются фискальная, стабилизирующая,  аллокативная, стимулирующая, контрольная.

Формы государственного долга классифицируются в зависимости  от: способа обслуживания, типа заемщика, формы долговых обязательств, срочности, рынка заимствования, способа погашения, структурных элементов, валюты обязательств. Следует различать совокупный долг и государственный долг. Совокупный долг- более широкое понятие, которое включает не только государственный долг, но и долг финансовых и нефинансовых организаций. Государственный или общественный долг- это задолженность только органов государственной власти разных уровней перед другими секторами хозяйства. . Совокупный долг делится на общественный и частный долг. Общественный долг включает суверенный, субсуверенный, частный долг включает долг финансового сектора и долг нефинансовых организаций.

 

 

 

       1.2 Роль государственного  долга в экономике 

 

 

         

       Роль государственного долга в жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями для экономики. Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и индикаторов государственного долга. Одним из наиболее употребляемых показателей совокупного государственного долга является его процентное отношение к ВВП. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни. Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга.

Информация о работе Государственный долг