Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников являются правительственные займы и денежные эмиссии. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть-это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Экономическое содержание государственного долга………………….......4
1.1 Понятие, содержание, основные элементы государственного долга.…...6
1.2 Роль государственного долга в экономике……..…..................................8
2 Формы государственного долга .…………………………………………...13
2.1 Внутренний государственный долг………………………………………..13
2.2 Внешний государственный долг……………………………… …………14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам…………………………………………………………….17
3.1 Методы управления государственным долгом……………....................17
3.2 Состояние государственного долга в Республике Беларусь…………...19
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 91.31 Кб (Скачать документ)

Хотя задолженность Республики Беларусь далека от критического уровня, стоит отметить тот факт, что более 90% внешнего долга – это долгосрочная задолженность, выплаты по которой  еще начались. Для того чтобы не сложилась неблагоприятная ситуация с платежами по внешним привлеченным кредитам в будущем необходимо предусмотреть  способы сокращения внешнего государственного долга.

Традиционным путем сокращения выплат долгов являются выплаты за счет золотовалютных запасов. Для функционирования этого способа необходимо, чтобы  проекты, реализуемые при помощи привлеченных средств, были рентабельны  и приносили валютную прибыль  в долгосрочной перспективе.

Одним из приемлемых путей  сокращения государственного долга  для Республики Беларусь может служить  – конверсия. В счет долга иностранным  кредиторам предлагается приобрести в  стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале.

Секъюритизация внутренних кредитов позволит:

- унифицировать  структуру внутреннего государственного  долга Республики Беларусь со  структурой его же Российской  Федерации;

- пролонгировать  долг Правительства страны за  счет объединения разных по  соку погашения кредитов в  ценные бумаги Правительства  Республики с одним сроком  погашения;

- Национальному  банку проводить операции на  открытом рынке с использованием  новых долгосрочных инструментов, не используя выпуск своих  краткосрочных облигаций;

- подготовить  инвесторов к снижению доходности  по вновь выпускаемым ценным  бумагам;

- позитивно  повлиять не оценку кредитного  рейтинга Республики Беларусь.

Для эффективного управления структурой долга и возможного его сокращения в перспективе  путем займов целесообразно было бы финансировать отрасли, способные  поставить не внутренний и внешний  рынок конкурентоспособную продукцию. В настоящее же время привлекаемые средства в основном идут на финансирование текущих расходов бюджета.

Как показывает история Республики Беларусь, заемные  средства не всегда использовались рационально. Поэтому, чтобы финансовая политика государства в области управления внешним долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей стратегии  государственных внешних и внутренних заимствований, эффективное использование  привлекаемых ресурсов, своевременное  исполнение обязательств. Следовало  бы также использовать опыт зарубежных стран.

Таким образом, исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что уровень государственного долга РБ невысок, и основные риски связаны с обслуживанием внешнего долга. При рациональном подходе к использованию внешних заемных средств, можно избежать трудностей, связанных со несвоевременными выплатами по задолженностям, тем самым сохранив среди кредиторов хороший имидж и высокий уровень доверия к стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

В результате усиления финансовой взаимозависимости между государствами сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, т.е. задолженности правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности в последние десятилетия привели к перераспределению источников доходов, в т.ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством, поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.

Вместе с решением проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.

В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие, эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежания ошибок).

Таким образом, государственный долг, как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

 

 

1 Жук , И.Н. Внешний долг государства: методология и стратегия управления: моногр./  И.Н. Жук.- Минск: БГЭУ , 2010.- 218с.

2 Дробозина , Л.А. Финансы: Учебник для вузов/ Л.А.Дробозина- М.: ЮНИТИ, 2002.-527 с.

3 Грязнова , А.Г. Финансы: Учебник/ А.Г. Грязнова- М.: Финансы и статистика, 2006.-504с.

4 Мысляева , И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд.2-е, перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М , 2008.-360.

5 Ковалев , В.В. Финансы: учеб.- 2-е изд., перераб и доп./под ред.В.В. Ковалева.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 640 с.

6 Верба ,  Е.В. Финансы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие/ Е.В. Верба, Н.Е.Заяц, К.В. Рудый.- Мн.: БГЭУ, 2003.- 458 с.

7 Еремеева ,  И.А. Государственный бюджет: пособие для студентов/ Еремеева, И.А.- Минск: Экоперспектива, 2011.- 112.с

8 Рудый, К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие/ К.В. Рудый.- Мн. Выш.шк., 2004.- 348 с.

9 Ткачук , С.С. Организация деятельности центрального банка: учебное пособие/ C.C.Ткачук, О.И. Румянцева, И.Н.Тищенко[ и др.]; под ред.С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой.- Минск: БГЭУ, 2006.-295с.

10  Колпина , Л.Г. Финансы и кредит: учебное пособие/ под общей редакцией Л.Г.Колпиной- 2-е изд.- Минск: Выш.шк.,2011.-367 с.

11 Еремеева , Н.А. Финансы и кредит во внешнеэкономической деятельности: учеб.пособие/ Н.А. Еремеева.- Минск: Выш.шк., 2012-288с.

12 Леутина, Л.И. Финансовая система Республики Беларусь: курс лекций/ Л.И. Леутина, Т.Г.Струк.- Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010.-143 с.

13  Сорокина ,  Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Т.В.Сорокина- Мн.: БГЭУ, 2003.-289с.

14 Заяц, Н.Е. Теория финансов: Учебное пособие/ Н.Е.Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; под ред.проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко.- Мн.: БГЭУ, 2005.-351 с.

15  Романовский , М.В. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов/ под ред.М. В. Романовского, О.В.Врублевской.-2-е изд., перераб. и допол.- М.: Издательство Юрайт, 2010.-714 с.

16  Лушина , С.И. Финансы: Учебник/ Под ред. д-ра экон. наук, проф.С.И. Лушина, д-ра экон.наук, проф. В.А.Слепова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2003.-682 с.

17 Кадомцева , С.В. Государственные финансы: Учеб. пособие.- М.: ИФРА_М, 2010.-352 с.

18  Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ: учебник/ Н.Б. Ермасова. –М.: Высшее образование, 2009.-715 с.

 


Информация о работе Государственный долг