Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников являются правительственные займы и денежные эмиссии. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть-это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Экономическое содержание государственного долга………………….......4
1.1 Понятие, содержание, основные элементы государственного долга.…...6
1.2 Роль государственного долга в экономике……..…..................................8
2 Формы государственного долга .…………………………………………...13
2.1 Внутренний государственный долг………………………………………..13
2.2 Внешний государственный долг……………………………… …………14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам…………………………………………………………….17
3.1 Методы управления государственным долгом……………....................17
3.2 Состояние государственного долга в Республике Беларусь…………...19
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 91.31 Кб (Скачать документ)

Во-первых, государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности.

Во-вторых, поиски источников погашения приводят к  необходимости повышения налогов  и усилению государственного вмешательства  в экономику, что отрицательно сказывается  на хозяйственной активности.

В-третьих, возможно переложение долгового бремени  на будущие поколения. Если государственные  займы были истрачены на текущее  потребление, а не на инвестиции и  модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов  по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления  в будущем.

В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё  более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов  по государственному долгу оборачиваются  новыми расходами бюджета, новыми займами  для расчета по старым долгам.

В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной  системы, что чревато негативными  последствиями для экономики  в целом. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долгосрочном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита. Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

В-шестых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов. Последствиями политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь есть два пути: добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга; когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг. Наиболее употребительными для измерения бремени внешнего долга являются два показателя: снижение 1) размера внешнего долга или 2) расходов по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг [ 2, с. 239].

Двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга, являются размер сальдо бюджета  и объем реального ВВП. В зависимости  от состояния данных факторов можно  условно выделить два подхода  к определению роли государственного долга в рыночной экономике.

1. Сущность традиционной теории состоит в том, что увеличение государственного долга стимулирует совокупный спрос и экономический рост в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода.

В рамках традиционной теории можно выделить такие макроэкономические эффекты государственного долга:

- эффект монетарной политики: государственный долг может привести  к повышению уровня процентных  ставок, вследствие чего государственные  органы, ответственные за денежно-кредитную  политику, будут вынуждены проводить  экспансионистскую монетарную политику  с целью уменьшения уровня  процентных ставок. Крайним случаем  может стать финансирование бюджетного  дефицита за счет денежной  эмиссии;

- эффект потери налоговых  поступлений: обслуживание государственного  долга требует использования  части налоговых поступлений  или увеличения государственного  долга на сумму его обслуживания;

- эффект фискальной политики: возможность использования займов  влияет на уменьшение дисциплины  бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных расходов за счет государственного долга не требует увеличения налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой;

- эффект экономической  зависимости страны: как отмечают  некоторые экономисты, инвесторов  волнуют большие объемы государственного  долга еще с времен, когда король Англии Эдвард III провозгласил дефолт по своим обязательствам перед итальянскими банкирами в 1335 году. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъюктуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала;

- эффект политической  зависимости страны: в условиях  большого объема государственного  долга, кризиса ликвидности внутреннего  финансового рынка и низкого  уровня сбережений единственным  выходом касательно избежания дефолта при сохранения надлежащего уровня правительственных расходов является привлечение внешнего финансирования. Однако в таких условиях кредиторы могут выдвигать ряд дополнительных условий и мероприятий касательно изменения экономического курса и международного политического позиционирования страны [ 15, с. 187].

 Некоторые исследователи  выделяют и другие макроэкономические  эффекты государственного долга,  но, проанализировав их, можно сделать  вывод, что они являются, по  сути, атрибутами выделенных выше эффектов и проявляют себя только в определенных условиях. В указанном выше списке выделены только те эффекты, действие которых является безусловным, так как они комплексно характеризуют влияние государственного долга на финансовое состояние экономики страны.

2. Альтернативный  подход. Основан на прямо-противоположной  концепции - в фазе снижения  деловой активности объем займов  сокращают, в фазе ее увеличения - увеличивают. В фазе экономического  спада и предшествующий ему  период объем займов минимизируют  или досрочно погашают государственный  долг.

В рамках данного  подхода государственный долг, таким  образом, выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. В фазе усиления деловой активности правительство наращивает объем займов, тем самым получает возможность направить дополнительные денежные ресурсы на финансирование проектов, обеспечивающих снижение издержек экономической деятельности и тем самым усилить устойчивость экономического роста. Растущая экономика, в свою очередь, обеспечивает рост доходов бюджета, который позволит правительству выполнить свои финансовые обязательства.

Полная, казалось бы, парадоксальная схема обладает некоторыми преимуществами перед классическим подходом и при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет большой  объем денежных ресурсов за экономический  цикл. Кроме того, решение об оптимальном  размере государственных займов принимается не на основе прогнозных оценок фаз экономического развития, а на основе фактических данных о  темпах экономического развития: вошла  экономика в фазу усиления деловой  активности - увеличили займы, наступил спад деловой активности - сократили  займы, наступил экономический спад - минимизировали займы. Это означает, что риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно  ниже.

Таким образом, государственный  долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов, снижению экономического роста [3, с.58].

 

         

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

      2  Формы государственного долга

 

 

      2.1 Внутренний государственный долг

 

 

 

      Внутренний государственный долг- обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Также существует другое определение государственного долга. Внутренний государственный долг - это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Исходя из приведенного определения, следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

Большинство экономистов  утверждает, что рост внутреннего  долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству  нации, так как это, по сути, долг самим себе.

Вместе с  тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой  для экономики страны. Это заключается  в том, что:

  1. снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

     2) наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала;

     3) усиливается неравенство в доходах;

     4) создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство, таким образом, рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны , что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем; дефицит госбюджета может стать хроническим явлением; необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну [ 18, с. 494].

Таким образом, внутренний государственный долг - задолженность государства перед своими гражданами. Он образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании. Внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

 

 

 

     

     2.2 Внешний государственный долг

 

 

 

      Внешний государственный долг- двусторонние кредиты от правительств других стран, центральных банков, государственных экспортно-импортных банков, международных и региональных экономических и финансово-кредитных организаций и институтов. Внешний гарантированный Правительством долг представляет собой долг субъектов хозяйствования , платежи по которому гарантируются государством. Внешний негарантированный дол-долг субъектов хозяйствования, платежи по которому не гарантируются государством.

     Таким  образом, внешний гарантированный  долг страны формируется из:

     а) обязательств по кредитам Правительства, погашаемым из бюджетных средств.

     б)  кредитов субъектов хозяйствования, привлекаемые под гарантии правительства,  но погашаемых за средств данных субъектов хозяйствования.

     Кредиты,  привлекаемые субъектами хозяйствования  без гарантий Правительства республики, формируют внешний негарантированный  долг, который в свою очередь  включает:

     а) капитальный долг( валовой внешний долг) –сумму задолженности государства по внешнему долгу в целом, включая начисленные проценты по кредитам, привлекаемым Правительством для покрытия дефицита платежного баланса и другим межправительственным кредитам, кредитам международных финансово-валютных и кредитных организаций, кредитам субъектам хозяйствования, привлекаемым под гарантии Правительства;

     б) текущий долг- расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим срокам оплаты.

     Следует  также различать общий размер  внешнего долга в текущем году  и чистые потоки по внешнему  долгу. Общий размер внешнего  долга в текущем году равен  сумме долга за прошлый год  и чистых потоков кредитных  ресурсов. Последние в свою очередь равны разнице между суммой полученных новых кредитов и платежами по обслуживанию долга.

       С 1996 года по линии привлечения  кредитных средств под гарантии  Правительства наблюдается ситуация ,когда отток капитала, связанный с обслуживанием внешнего долга, начинает превышать объемы вновь привлекаемых кредитных средств.

Информация о работе Государственный долг