Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:57, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников являются правительственные займы и денежные эмиссии. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть-это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Экономическое содержание государственного долга………………….......4
1.1 Понятие, содержание, основные элементы государственного долга.…...6
1.2 Роль государственного долга в экономике……..…..................................8
2 Формы государственного долга .…………………………………………...13
2.1 Внутренний государственный долг………………………………………..13
2.2 Внешний государственный долг……………………………… …………14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам…………………………………………………………….17
3.1 Методы управления государственным долгом……………....................17
3.2 Состояние государственного долга в Республике Беларусь…………...19
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….27
По рекомендациям Всемирного
банка для анализа уровня
резервов к общей сумме внешнего долга; отношение международных резервов к импорту товаров и услуг; отношение краткосрочного долга к общей сумме внешнего долга; доля долга перед МВФ в общей сумме внешнего долга.
В качестве внешнего долга
рассматриваются лишь внешний
государственный долг и
государство должно стремиться к снижению внешнего долга. Обусловлено это рядом причин: на обслуживание внешнего долга тратится средств больше, чем привлекается из-за границы; происходят существенные структурные изменения во внешнем долге страны; продолжается накопление задолженности по обслуживанию внешнего долга, что говорит о наличии проблемы платежеспособности, основу государственного внешнего долга составляет долг МВФ [ 2, с.101].
Таким образом, внешний государственный долг это двусторонние кредиты от правительств других стран, центральных банков, государственных экспортно-импортных банков, международных и региональных экономических и финансово-кредитных организаций и институтов. Внешний гарантированный Правительством долг представляет собой долг субъектов хозяйствования , платежи по которому гарантируются государством. Внешний негарантированный дол-долг субъектов хозяйствования, платежи по которому не гарантируются государством. Следует также различать общий размер внешнего долга в текущем году и чистые потоки по внешнему долгу. Общий размер внешнего долга в текущем году равен сумме долга за прошлый год и чистых потоков кредитных ресурсов. Последние в свою очередь равны разнице между суммой полученных новых кредитов и платежами по обслуживанию долга. Для анализа уровня внешней задолженности страны и ее возможности погашать внешний долг используется целая система показателей: отношение валового(чистого) внешнего долга к валовому внутреннему продукту; отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг; отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг; отношение платежей процентов к валовому национальному доходу; отношение международных
резервов к общей сумме внешнего долга; отношение международных резервов к импорту товаров и услуг; отношение краткосрочного долга к общей сумме внешнего долга; доля долга перед МВФ в общей сумме внешнего долга.
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам.
3.1 Методы управления государственным долгом
Значительное влияние, оказываемое государственным долгом на социально- экономические процессы в стране, обуславливает необходимость организации эффективного долгового управления, представляющего процесс воздействия на объект управления), обеспечивающий нахождение оптимального соотношения между потребностями субъектов государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию, погашению, приводящего к минимизации негативных последствий влияния долга на экономику и созданию условий для её стабильного развития.
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимаются мероприятия, имеющие оперативный характер. Они связаны с определением условий выпуска, обращения и погашения долговых обязательств. Более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры внутреннего и валового внешнего долга при его неизменной величине. Управление государственным долгом в широком смысле- это формирование одного из направлений макроэкономической политики государства, связанной с определением на долгосрочную перспективу объема внутреннего и внешнего долга на экономически безопасном уровне. Управление как внутренним, так и внешним долгом осуществляется посредством применения целого ряда технических методов, которые можно разделить на административные и рыночные. Характерным для административного подхода к техническим методам управления долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения. К ним относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга и другие. Рыночные методы управления долгом характеризует переговорный процесс, предшествующий принятию управленческого решения, в ходе которого находятся точки соприкосновения, удовлетворяющие должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств, а кредиторы добровольно решают, принимать им новые условия, предложенные эмитентом или нет. К ним относятся реструктуризация, новация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и другие. Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е рефинансированием долга.
Конверсия-изменение первоначальных условий займа. Как правило государство снижает доходность займов для кредиторов. Чаще всего при конверсии правительство меняет размер номинального процента, иногда его и ставя целью снижение государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу. Конверсия долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен внешнего долга на собственность или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс возможно реализовать путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на долговые обязательства государства. Существует несколько способов проведения конверсий, главными из которых являются принудительные, добровольные и факультативные. При принудительной конверсии кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой. При добровольной конверсии кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную сумму в долг обратно, при факультативной- согласиться или отказаться от изменений условий займа. Конверсия государственного займа осуществляется при избытке ссудного капитала. При конверсии снижается средняя норма доходности, в результате чего курсы облигаций повышаются, что увеличивает доходы владельцев облигаций. Конверсии постоянны в условиях хронически растущего долга, но они недостаточно эффективны. Бюджетная экономия от конверсий невелика: в связи с новыми дефицитами она поглощается приростом долга и значительным увеличением процентных ставок по вновь выпускаемым займам.
Государство
заинтересовано в получении
Унификация займов- объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В результате этой операции консолидированный или фундированный долг. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах [ 1, с.100]
Отсрочка
погашения займа используется
в тех случаях, когда выпуск
новых займов не приносит
Аннулирование долга- отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Оно может осуществляться по двум причинам. Аннулирование долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е банкротства. Аннулирование задолженности может являться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определённым причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Реструктуризация
представляет собой пересмотр
первоначального графика и
Новация- частный случай реструктуризации, смысл которого заключается в замене по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков их погашения.
Как метод сокращения внешней задолженности в международной практике все более широко используется секьюритизация. Секьюритизация- выпуск новых ценных бумаг, подтверждающий право на собственность или обязательства должника. Поэтому в большинстве случаев такие новые инструменты определяются как обеспеченные активами ценные бумаги. Операция секьютиризации, как правило предполагает участие специальной независимой посреднической компании, которая официально приобретает активы у кредитора.
Пролонгация государственного долга- замена одного выпуска ценных бумаг другим, срок истечения которого переносится на более позднюю дату.
При этом снижается стоимость обслуживания долга.
3.2 Состояние государственного долга в Республике Беларусь
Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи с переходом к рыночным взаимоотношениям. Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.
Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, представленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.
Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.
Государственный долг подразделяется на:
- внутренний,
- внешний;
Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь. Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов.
Долги местных органов
власти не входят в состав внутреннего
долга Республики Беларусь, а порядок
управления им и их обслуживание регулируются
решениями местных Советов
Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений [4, с.152].
Управление внешним
До 2008 г. основными документами, регулирующими сферу внешней задолженности, являлись Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. № 170-З “О внешнем государственном долге Реcпублики Беларусь”, Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”. В связи с принятием Бюджетного кодекса Республики Беларусь названные документы были признаны утратившими законодательную силу с 1 января 2009 г.