Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников являются правительственные займы и денежные эмиссии. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть-это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Экономическое содержание государственного долга………………….......4
1.1 Понятие, содержание, основные элементы государственного долга.…...6
1.2 Роль государственного долга в экономике……..…..................................8
2 Формы государственного долга .…………………………………………...13
2.1 Внутренний государственный долг………………………………………..13
2.2 Внешний государственный долг……………………………… …………14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам…………………………………………………………….17
3.1 Методы управления государственным долгом……………....................17
3.2 Состояние государственного долга в Республике Беларусь…………...19
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 91.31 Кб (Скачать документ)

Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует  рассчитывать следующие показатели: [4, с. 67].

  • Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
  • Отношение внешнего долга к ВВП.

Пороговая величина находится  в интервале 20 – 25%. Имеет место  также понятие валовой внешний  долг. Он представляет собой сумму  внешней задолженности государства  и резидентов Республики Беларусь. Показатели валового внешнего долга, приведенные  в таблице, также находятся в  пределах допустимой нормы, однако имеют  устойчивую тенденцию к увеличению.

 

Таблица 1 - О данных валового внешнего долга млн. долларов США

 

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внешний долг РБ

4 935.4

5128.2

6844

12496.5

15154.1

22 060.3

28 512

Краткосрочный

3840.4

3650.4

4778

7 867.0

8275.6

9 927.3

11 579

Долгосрочный

1 095.0

1477.8

2066

4 629.5

6878.5

12 133.0

16 933


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7].

 

 

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию  на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.

 

         Таблица 2 -Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

 

Внешний государственный  долг

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7].

 

 

Важными показателями, характеризующими уровень задолженности  страны, являются показатели ее кредитоспособности. Так, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем  задолженности (таблица 3) [12].

 

Таблица 3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ

 

 

 

 

 

 

 

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

        220%

31,8

32,5

Отношение внешнего гос. долга к ВВП, %

50%

16,5

17,8

Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,3

2,6


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12].

 

 

Общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных  международными организациями критериев. Однако за последние годы произошли  кардинальные изменения в объеме и структуре валового внешнего долга (ВВД) страны.

За период с 1992 г. по январь 2011 г. внешний долг вырос с 431,9 млн.  до 9,687 млрд. долларов США. Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ (24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов более одиннадцати лет) Правительства Республики Беларусь (свыше 90%) и обязательствами резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам.

Обслуживание государственного долга является тяжелой ношей  для любого государства, так как  постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. Увеличение бюджета обременяет экономику  необходимостью постоянного изыскания  средств для его погашения и приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом РБ по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день лимит прироста внутреннего государственного долга составляет 3%.

Использование мирового опыта  управления внешним долгом позволило  бы открыть широкие возможности  по привлечению заемных средств  иностранных инвесторов, а также  сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.

На декабрь 2009 года внешний  долг Республики Беларусь составил 7 891,4 млн. долларов США при лимите в 8 500 миллионов долларов США [20].

 

Таблица 4 Внешний государственный долг Республики Беларусь

 

Внешний государственный долг Республики Беларусь, млн. долларов США

 

01.01.2009 г

01.01.2010 г

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь)

3 588,8

7 778,8

Кредиты привлеченные под гарантии Правительства Республики Беларусь

130,1

112,6

Всего

3 718,9

7 891,4


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.45]

 

 

Проанализировав динамику изменения  внешнего государственного долга можно  сделать вывод, что явление это  динамичное( Рисунок 1.1)

 

 

 

 

Рисунок 1.1 Динамика изменения внешнего долга Республики Беларусь

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7, с.15]

 

 

Размеры государственного долга  изменяются из года в год под воздействием определенных социально-экономических  факторов. В последние годы можно  говорить о тенденции увеличения внешней задолженности Республики Беларусь.

Рост перехода Республики Беларусь на внешние заимствования  вызван  мировым кризисом, начавшимся в  2008 г. В результате внешний долг вырос за два года более чем в 5 раз.

Тем не менее, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится  к группе стран с низким уровнем  задолженности (Таблица 2).

 

Таблица 5 Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатель кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2009 г

01.01.2010 г

Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220

10,0

32,5

Отношение гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50

6,4

16,5

Отношение платежей  по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25

1,0

1,3


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, с.115]

 

Отношение государственного долга к ВВП на начало 2009 года составляла 6,4%. Но и на 01.01.2010 г. это  отношение не критично – 16,5%, что  соответствует мировым стандартам.

Однако следует отметить, что данный показатель – доля долга  в ВВП – не всегда адекватно  отражает ситуацию с состоянием долга  страны, т.к. источником его погашения  является не национальный продукт, а  лишь государственный бюджет. В связи  с этим более корректным представляется сравнение государственного долга  с доходами бюджета.

 

Рисунок 1.2 Динамика изменений дохода/расхода республиканского бюджета.

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12, с.111]

 

 

Как видно из Рисунка 1.2 , динамика доходов/расходов республиканского бюджета имеет неоднозначный  характер. Так если с 2007 г. до начала 2009 г. наблюдалось положительное сальдо доходов и расходов. То за 2009 г. отметился рост расходов и на декабрь 2009 г. расходы превысили доходы на 42693,4 млн. руб.

Необходимо также отслеживать  динамику соотношения внешнего долга  и экспорта, т.к. последний является основным источником поступления валюты для расчетов с иностранными кредиторами.

На 01 января 2010 г. отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг увеличилось в 3,25 раза и составило 32,5%. Несмотря на такой рост, этот показатель соответствует нормам МБРР и не вызывает опасений.

Соответственно произошло  и увеличение на 0,3% отношение платежей по внешнему государственному долгу  к экспорту товаров и услуг.

По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлекаемых иностранных  кредитов направляется на валютно-неокупаемые проекты. Это усугубляет тяжесть бремени по возврату получаемых кредитов и уплате процентов по ним. В результате под воздействием увеличения государственного долга происходит существенное изменение структуры расходов бюджета в сторону платежей по обслуживанию внешней и внутренней задолженности.

Увеличение расходов на обслуживание внешнего долга, при условии нерационального  расходования привлеченных кредитных  средств, грозит РБ отсутствием перспектив экономического роста на весь этот период.

Внутренний государственный  долг выражается в форме государственных  долговых обязательств, это — задолженность  Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся  в республиканской собственности. Верховный Совет ежегодно устанавливает  лимит долга, который не должен превышать  определенного % от валового внутреннего  продукта, с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в  экономической сфере.

Предельный ежегодный  прирост или сокращение внутреннего  государственного долга устанавливается  Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь.

Внутренний государственный  долг может быть представлен в  виде займов, выпускаемых в форме  ценных бумаг от лица Совета Министров  Республики Беларусь, кредитов Национального  банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных  Советом Министров Республики Беларусь.

Государственные долговые обязательства  могут быть долгосрочными и краткосрочными.

Право привлечения заемных  средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Внутренний долг Республики Беларусь на отчетную дату декабря 2009 года составил 7 887 305,0 млн. рублей. Динамика изменения внутреннего государственного долга за последние три года указывает на рост задолженности (Рисунок 1.3).

 

Рисунок 1.3 Динамика изменений внутреннего долга РБ.

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12, с.113]

 

 

Стоит отметить факт падения  объема задолженности за последний  месяц 2009 г., которая составила 7 887 305 млн. рублей против 8 585 382,95 млн. рублей РБ на декабрь 2008 г. (Рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 Динамика внутренней задолженности РБ за 2009г.

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, с.115]

 

 

Если рассмотреть детальнее  структуру внутреннего государственного дога, то на 1 февраля 2010 г. он составляет 7 997 052,5 млн. рублей и за январь вырос на 1,1%. При этом долг, гарантированный правительством, увеличился на 1,7% до 5 503 400,2 млн. рублей, или 69% от всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства снизилась за январь на 0,02% до 2 473 652,4 млн. рублей, что составляет 31% от всего внутреннего долга.

Основным источником финансирования внутреннего долга является выпуск государственных ценных бумаг (ГЦБ). Выделяют следующие виды ГЦБ [20]:

  1. Государственные облигации, номинированные в национальной валюте. Министерство финансов Республики Беларусь от имени Совета Министров Республики Беларусь эмитирует государственные краткосрочные облигации (со сроком обращения до одного года) и государственные долгосрочные облигации (со сроком обращения один год и более), номинированные в белорусских рублях. Облигации выпускаются в бездокументарной форме (в виде записей на счетах) и являются именными ценными бумагами. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.
  2. Государственные облигации, номинированные в иностранной валюте, выпускаемые Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь. Они являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются в виде записей на счетах. Владельцами облигаций могут быть юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не обращаются на вторичном рынке.
  3. Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627 “О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь” Министерством финансов Республики Беларусь в конце марта 2000 года объявлен государственный выигрышный валютный заем Республики Беларусь на сумму 10 миллионов долларов США, облигации которого размещаются среди физических лиц отдельными выпусками.
  4. Облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь. Выпускаются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001г. № 1053 “О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь” Министерством финансов Республики Беларусь, начиная с 1 июня 2002 года.

Информация о работе Государственный долг