Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:57, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников являются правительственные займы и денежные эмиссии. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть-это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Экономическое содержание государственного долга………………….......4
1.1 Понятие, содержание, основные элементы государственного долга.…...6
1.2 Роль государственного долга в экономике……..…..................................8
2 Формы государственного долга .…………………………………………...13
2.1 Внутренний государственный долг………………………………………..13
2.2 Внешний государственный долг……………………………… …………14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам…………………………………………………………….17
3.1 Методы управления государственным долгом……………....................17
3.2 Состояние государственного долга в Республике Беларусь…………...19
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………………………………….27
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующие показатели: [4, с. 67].
Пороговая величина находится
в интервале 20 – 25%. Имеет место
также понятие валовой внешний
долг. Он представляет собой сумму
внешней задолженности
Таблица 1 - О данных валового внешнего долга млн. долларов США
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Валовой внешний долг РБ |
4 935.4 |
5128.2 |
6844 |
12496.5 |
15154.1 |
22 060.3 |
28 512 |
Краткосрочный |
3840.4 |
3650.4 |
4778 |
7 867.0 |
8275.6 |
9 927.3 |
11 579 |
Долгосрочный |
1 095.0 |
1477.8 |
2066 |
4 629.5 |
6878.5 |
12 133.0 |
16 933 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7].
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.
Таблица 2 -Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
Внешний государственный долг |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). |
7 778,8 |
9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. |
112,6 |
201,0 |
Всего |
7 891,4 |
9 687,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7].
Важными показателями, характеризующими уровень задолженности страны, являются показатели ее кредитоспособности. Так, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 3) [12].
Таблица 3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % |
220% |
31,8 |
32,5 |
Отношение внешнего гос. долга к ВВП, % |
50% |
16,5 |
17,8 |
Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25% |
1,3 |
2,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12].
Общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре валового внешнего долга (ВВД) страны.
За период с 1992 г. по январь 2011 г. внешний долг вырос с 431,9 млн. до 9,687 млрд. долларов США. Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ (24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов более одиннадцати лет) Правительства Республики Беларусь (свыше 90%) и обязательствами резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам.
Обслуживание государственного долга является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. Увеличение бюджета обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом РБ по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день лимит прироста внутреннего государственного долга составляет 3%.
Использование мирового опыта
управления внешним долгом позволило
бы открыть широкие возможности
по привлечению заемных средств
иностранных инвесторов, а также
сократить стоимость
На декабрь 2009 года внешний долг Республики Беларусь составил 7 891,4 млн. долларов США при лимите в 8 500 миллионов долларов США [20].
Таблица 4 Внешний государственный долг Республики Беларусь
Внешний государственный долг Республики Беларусь, млн. долларов США | ||
01.01.2009 г |
01.01.2010 г | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) |
3 588,8 |
7 778,8 |
Кредиты привлеченные под гарантии Правительства Республики Беларусь |
130,1 |
112,6 |
Всего |
3 718,9 |
7 891,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с.45]
Проанализировав динамику изменения внешнего государственного долга можно сделать вывод, что явление это динамичное( Рисунок 1.1)
Рисунок 1.1 Динамика изменения внешнего долга Республики Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7, с.15]
Размеры государственного долга
изменяются из года в год под воздействием
определенных социально-экономических
факторов. В последние годы можно
говорить о тенденции увеличения
внешней задолженности
Рост перехода Республики Беларусь на внешние заимствования вызван мировым кризисом, начавшимся в 2008 г. В результате внешний долг вырос за два года более чем в 5 раз.
Тем не менее, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (Таблица 2).
Таблица 5 Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь | |||
Показатель кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2009 г |
01.01.2010 г |
Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % |
220 |
10,0 |
32,5 |
Отношение гос. долга к валовому внутреннему продукту, % |
50 |
6,4 |
16,5 |
Отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25 |
1,0 |
1,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, с.115]
Отношение государственного
долга к ВВП на начало 2009 года
составляла 6,4%. Но и на 01.01.2010 г. это
отношение не критично – 16,5%, что
соответствует мировым
Однако следует отметить, что данный показатель – доля долга в ВВП – не всегда адекватно отражает ситуацию с состоянием долга страны, т.к. источником его погашения является не национальный продукт, а лишь государственный бюджет. В связи с этим более корректным представляется сравнение государственного долга с доходами бюджета.
Рисунок 1.2 Динамика изменений дохода/расхода республиканского бюджета.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12, с.111]
Как видно из Рисунка 1.2 , динамика доходов/расходов республиканского бюджета имеет неоднозначный характер. Так если с 2007 г. до начала 2009 г. наблюдалось положительное сальдо доходов и расходов. То за 2009 г. отметился рост расходов и на декабрь 2009 г. расходы превысили доходы на 42693,4 млн. руб.
Необходимо также отслеживать динамику соотношения внешнего долга и экспорта, т.к. последний является основным источником поступления валюты для расчетов с иностранными кредиторами.
На 01 января 2010 г. отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг увеличилось в 3,25 раза и составило 32,5%. Несмотря на такой рост, этот показатель соответствует нормам МБРР и не вызывает опасений.
Соответственно произошло и увеличение на 0,3% отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг.
По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлекаемых иностранных кредитов направляется на валютно-неокупаемые проекты. Это усугубляет тяжесть бремени по возврату получаемых кредитов и уплате процентов по ним. В результате под воздействием увеличения государственного долга происходит существенное изменение структуры расходов бюджета в сторону платежей по обслуживанию внешней и внутренней задолженности.
Увеличение расходов на обслуживание внешнего долга, при условии нерационального расходования привлеченных кредитных средств, грозит РБ отсутствием перспектив экономического роста на весь этот период.
Внутренний государственный
долг выражается в форме государственных
долговых обязательств, это — задолженность
Совета Министров перед юридическими
и физическими лицами. Гарантиями
государства по возврату долга служат
имущество и другие активы, находящиеся
в республиканской
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь.
Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.
Государственные долговые обязательства
могут быть долгосрочными и
Право привлечения заемных
средств у юридических и
Внутренний долг Республики Беларусь на отчетную дату декабря 2009 года составил 7 887 305,0 млн. рублей. Динамика изменения внутреннего государственного долга за последние три года указывает на рост задолженности (Рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 Динамика изменений внутреннего долга РБ.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12, с.113]
Стоит отметить факт падения объема задолженности за последний месяц 2009 г., которая составила 7 887 305 млн. рублей против 8 585 382,95 млн. рублей РБ на декабрь 2008 г. (Рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 Динамика внутренней задолженности РБ за 2009г.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, с.115]
Если рассмотреть детальнее
структуру внутреннего
Основным источником финансирования внутреннего долга является выпуск государственных ценных бумаг (ГЦБ). Выделяют следующие виды ГЦБ [20]: