Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы.
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
- раскрыть содержание государственного финансового контроля, выделить его цели, задачи, виды и основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3-4
I. Характеристика современной системы государственного финансового контроля…5
1. Сущность и виды финансового контроля………………………………………………….5-6
2. Цели и задачи государственного финансового контроля………………………………...7-11
3. Формы и методы финансового контроля…………………………………………………11-14
II. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………………15
1. Принципы организации государственного финансового контроля…………………….15-18
2. Требования организации государственного финансового контроля……………………19-22
3. Критерии эффективности государственного финансового контроля…………………...23-24
III. Система государственного финансового контроля……………………………………25
1. Счетная палата как орган государственного финансового контроля…………………25-28
2. Права и функции органов государственного финансового контроля…………………29-30

Заключение……………………………………………………………………………………31-32
Список использованной литературы…………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая оригинал.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Общеизвестно, что образование  фондов денежных средств государства  и их использование в процессе выполнения государственных задач  во многом происходит посредством хозяйственной  деятельности как государственных, так и негосударственных организаций. Например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д. При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности, при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Любые государственные  программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственного финансового контроля. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным  
участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

Переход на новые условия  хозяйствования, внедрение новых  форм и методов организации финансовых отношений в стране, а также  финансово-хозяйственной деятельности предприятий диктует необходимость  становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы.

 

В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:

- раскрыть содержание государственного финансового контроля, выделить его цели, задачи, виды и основные методы;

- определить сущность  и значение государственного  финансового контроля в современных  условиях;

- исследовать критерии  эффективности и принципы организации  государственного финансового контроля;

 

I. Характеристика современной системы государственного финансового контроля

 

1. Сущность и виды финансового контроля

 

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную  деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и микроуровне  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как главный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового  контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

 

 

 

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Государственный финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой КР и контрольно-счетными органами субъектов КР, Национальным банком КР, Государственной налоговой службой, Государственным таможенной службой КР и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом КР, Фондом социального страхования КР.

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти.

Основными задачами данного  контроля являются:

- выявление случаев  хищения и недостач денежных  средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

- разработка предложений  по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер  по возмещению виновными лицами  причиненного ущерба и др.

Негосударственный финансовый контроль:

- внутрихозяйственный  контроль в составе корпоративного  и некорпоративного финансового  контроля;

- аудиторский контроль  как подсистема независимого  контроля в форме общего и  банковского аудита;

- гражданский финансовый  контроль;

- общественный финансовый контроль;

- правовой финансовый  контроль;

- страховой финансовый  контроль, и другие виды.

 

 

 

 

2. Цели и задачи государственного финансового контроля

 

 

Государственный финансовый контроль - это установленная  законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

 

- ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными  денежными и материальными ресурсами,  используемыми в хозяйственной  деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый или материальный ущерб государству;

- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

- недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;

- угроз финансовой безопасности государства.

 

Цель государственного финансового контроля: обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

 

- управлению государственными финансовыми и материальными ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами;

- обеспечению их сохранности  и приумножения для выполнения  функций государства, а также  созданию всех условий для  этого;

- обеспечению законности и оптимальности функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;

- обеспечению финансовой  безопасности государства.

 

 

 

Достижение  цели государственного финансового  контроля обеспечивается реализацией  следующих основных задач:

- контроль за законностью,  целесообразностью, полнотой, своевременностью  и целевым назначением направления  и использования государственных  финансовых ресурсов;

- контроль за законностью  и целесообразностью предоставления  государственных финансовых и имущественных гарантий (поручительств), выдаваемых в качестве обеспечения сделок;

- вскрытие резервов  в формировании государственных  финансовых ресурсов, выработка  предложений по сокращению нерациональных  расходов, снижению бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса;

- контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, за законностью и правильностью  пользования, целесообразностью  (рациональностью) и эффективностью  распоряжения материальными ресурсами государства;

- контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения государственными имущественными правами;

- оценка эффективности  организации и проведения преобразования  форм собственности;

- контроль за законностью,  правильностью и эффективностью  распоряжения нематериальными объектами государственной собственности;

- контроль за состоянием  и использованием государственных  запасов и резервов;

- контроль за выполнением  плановых заданий по предоставлению  государственных услуг и соблюдением  нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

- контроль за обеспечением  финансовой безопасности государства. 

Следует также добавить, что органы государственного финансового  контроля должны заниматься самой постановкой  проблемы и разработкой концепции обеспечения финансовой безопасности. Например:

- контроль за законностью  и правильностью квотирования и соблюдения экспортных квот;

- контроль за обеспечением  конкурентных условий во всех  сегментах внутреннего рынка  (конкурентной среды);

- оценка макроэкономической ситуации в стране или регионе и перспектив экономического роста (для подготовки заключения по проектам бюджетов);

- контроль за обеспечением оптимизации цен в высокомонополизированных отраслях экономики и торговли;

- контроль за законностью  и правильностью предоставления и использования налоговых, таможенных и иных финансовых льгот и преимуществ субъектам хозяйствования;

- контроль за обращением  государственных средств в кредитной  системе;

- контроль за организацией  денежного обращения в целом;

- контроль за полнотой  и своевременностью исполнения  банковской системой соответствующих  операций по перечислению бюджетных средств;

- проверка соблюдения  главными распорядителями, распорядителями  и получателями бюджетных средств  условий выделения, распределения, получения, использования и возврата государственных средств;

- контроль за законным и экономически обоснованным распределением всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, правильностью и обоснованностью расчетов сметных назначений;

- контроль за полнотой, своевременностью, структурным соответствием и целевым назначением исполнения доходных и расходных статей федерального и территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов; проверка правильности учета исполнения бюджетов, а также полноты, точности и достоверности соответствующей отчетности;

- выявление резервов  роста доходов государственного  бюджета, подготовка предложений  по устранению отклонений и  совершенствованию бюджетного процесса  в целом;

- контроль за целесообразностью  привлечения государством, целевым направлением и эффективностью использования внешних и внутренних займов;

Информация о работе Государственный финансовый контроль