Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы.
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
- раскрыть содержание государственного финансового контроля, выделить его цели, задачи, виды и основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3-4
I. Характеристика современной системы государственного финансового контроля…5
1. Сущность и виды финансового контроля………………………………………………….5-6
2. Цели и задачи государственного финансового контроля………………………………...7-11
3. Формы и методы финансового контроля…………………………………………………11-14
II. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………………15
1. Принципы организации государственного финансового контроля…………………….15-18
2. Требования организации государственного финансового контроля……………………19-22
3. Критерии эффективности государственного финансового контроля…………………...23-24
III. Система государственного финансового контроля……………………………………25
1. Счетная палата как орган государственного финансового контроля…………………25-28
2. Права и функции органов государственного финансового контроля…………………29-30

Заключение……………………………………………………………………………………31-32
Список использованной литературы…………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая оригинал.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

- контроль за состоянием, обслуживанием и погашением государственного внешнего и внутреннего долга;

- контроль за своевременностью  и полнотой расчетов по исполненным государственным заказам;

- оценка финансового  состояния и эффективности систем  управления и контроля  в государственных учреждениях, государственных унитарных предприятиях, организациях с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства, определение источников роста их стоимости. Разработка вариантов оптимизации систем управления и выявление резервов повышения эффективности деятельности вышеуказанных субъектов хозяйствования;

- контроль деятельности  органов государственной власти и управления, на которых в соответствии с законодательством возложены функции по разработке и реализации государственной финансовой политики;

- контроль хозяйствующих  субъектов, организаций любых  организационно-правовых форм, форм  собственности и видов деятельности на предмет соблюдения ими финансово-хозяйственного законодательства и правовых актов индивидуального характера в своей деятельности;

- контроль за правильностью расчета стоимостных показателей деятельности;

- контроль за законностью операций с денежными средствами и ценными бумагами,

  расчетных и кредитных операций;

- контроль за полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов

  выполненных работ и оказанных услуг; контроль за правильностью ведения

  бухгалтерского учета;

- контроль за достоверностью и полнотой финансовой отчетности;

- контроль за соблюдением  установленного порядка при экспортно-импортных  и 

  валютных операциях, в платежно-расчетных отношениях и т.д.;

 

Весьма важный вопрос теории государственного финансового контроля - параметры его объектов, т.е. нормы их состояния или функционирования. Основные параметры объектов государственного финансового контроля следующие: законность, целесообразность, эффективность и оптимальность организационной структуры.

При проверке выделения финансовых средств получателям, осуществления денежных переводов и т.п. устанавливается соблюдение и полноты, и точности, и своевременности, и иных моментов, установленных законодательством. В конечном итоге проверка соблюдения законов и других нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного характера позволяет поддерживать устойчивость бюджетных процессов и стабильность государственного финансового устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных нормотворческими органами правил и процедур, а также вносить в них необходимую коррекцию.

Целесообразность - категория, охватывающая не только целевое расходование государственных средств и использование приобретенного за счет этих средств имущества, но и соответствие деятельности намеченным целям, программам, приоритетам.

Также с точки зрения эффективности проверяется не только экономное и оптимальное управление и использование государственных финансовых средств и иной собственности, предотвращение растрат и бесхозяйственности, но и возможность выполнения различного рода государственных программ, проведения различного рода государственных мероприятий с наименьшими затратами и наибольшим эффектом.

И последнее из основных направлений - оптимизация организационной структуры управления государственными финансами и иной собственностью. Здесь оценивается и структура аппарата, и численность, и распределение обязанностей между ответственными работниками государственных органов и их взаимодействие, анализируются процедуры, стиль и методы работы органов исполнительной власти на предмет способности принимать адекватные решения финансового характера, коммуникации, регламенты и структуры информационных потоков. Причем эта область государственного финансового контроля тесно связана с административным контролем. Следует отметить, что оптимальность организационной структуры непосредственно влияет как на целесообразность, так и на эффективность финансового управления, но в силу своей специфичности эта область выделена в самостоятельное направление контроля.

 

3. Формы и методы финансового контроля

 

Успешная реализация контрольных  мероприятий зависит от того, насколько  они соответствуют сложившейся  экономической ситуации, задачам  бюджетной политики, структуре объекта  контроля. Существуют различные формы  финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

- предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

- текущий контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;

- последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

В число субъектов контроля входят:

- органы государственной власти и управления;

- контрольно-ревизионное управление министерств и ведомств;

- финансово-экономические службы предприятий и организаций;

- аудиторские фирмы;

- неправительственные организации.

Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый  и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного  контроля за формированием и использованием государственных средств.

Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные  участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

Для осуществления контроля могут  использоваться различные методы, к числу которых относятся:

а) Документальные и камеральные проверки.

Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется.

Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

б) Обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности;

в) Экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

г) Ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть, также, охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

Виды ревизии:

- комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета;

- тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Все нарушения, которые  были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

 

Таким образом, основными  методами государственного контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности произведенных финансовых операций.

Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.

Результативность финансового  контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений.

В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о ревизии. Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы. В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы исполняют, и некоторые судебные функции имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового ущерба.

 

II. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля

 

1. Принципы  организации государственного финансового  контроля

 

Ключевым условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом. Необходимо также отметить и основные требования к организации системы государственного финансового контроля. Данные требования по своей сути хотя и не являются принципами, но также обуславливают эффективность отдельных элементов государственного финансового контроля, а также эффективное функционирование системы государственного финансового контроля в целом.

 

Следующие принципы являются базовыми правилами, краеугольным камнем государственного финансового контроля:

 

1. Принцип законности

Среди всех принципов  государственного финансового контроля важнейшее значение имеет принцип  законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства КР, т.е. деятельность органов государственного финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам.

Информация о работе Государственный финансовый контроль