Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение научно-обоснованных рекомендаций по организации его системы.
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
- раскрыть содержание государственного финансового контроля, выделить его цели, задачи, виды и основные методы;
- определить сущность и значение государственного финансового контроля в современных условиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3-4
I. Характеристика современной системы государственного финансового контроля…5
1. Сущность и виды финансового контроля………………………………………………….5-6
2. Цели и задачи государственного финансового контроля………………………………...7-11
3. Формы и методы финансового контроля…………………………………………………11-14
II. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………………15
1. Принципы организации государственного финансового контроля…………………….15-18
2. Требования организации государственного финансового контроля……………………19-22
3. Критерии эффективности государственного финансового контроля…………………...23-24
III. Система государственного финансового контроля……………………………………25
1. Счетная палата как орган государственного финансового контроля…………………25-28
2. Права и функции органов государственного финансового контроля…………………29-30

Заключение……………………………………………………………………………………31-32
Список использованной литературы…………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая оригинал.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Критерии  эффективности государственного финансового контроля

 

В логическом смысле совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования системы государственного финансового  контроля.

Весьма важный вопрос в теории и практике государственного финансового контроля - критерии его эффективности. Оценка эффективности дает возможность рассматривать качественную определенность отдельных органов в общей системе государственного финансового контроля, позволяет установить их качественное различие. Причем, эффективность государственного финансового контроля можно оценивать лишь относительно деятельности его специально созданных органов, а не в целом.

Два показателя четко могут свидетельствовать об эффективности государственного финансового контроля:

- прямой эффект, т.е.  сумма возмещенных государству  средств минус затраты на контроль;

- упреждение ненужных расходов и других недостатков в управлении государственными финансовыми и иными материальными, а также нематериальными ресурсами.

Кроме того, об эффективности государственного финансового контроля можно судить и на основании принятых по его результатам решений, например: принятие нормативно-правовых актов, проведение оргмероприятий по совершенствованию тех или иных элементов системы государственного управления.

Предложенную выше систему  критериев эффективности государственного финансового контроля можно дополнить косвенными показателями:

а) уровень качества исполнения функций органами государственного финансового контроля,

 б) соблюдение профессиональных стандартов и кодекса этики.

А также важными качественными показателями, характеризующими, насколько деятельность органов государственного финансового контроля способствовала:

- достижению финансово-экономических целей государства;

- оптимизации функционирования конкретных организаций - объектов государственного финансового контроля;

- переменам в сторону  улучшения в динамике социально-экономического  развития регионов и отраслей, в стиле работы органов исполнительной  власти, в государственных управленческих механизмах;

- достижению понимания  руководством страны всей важности  государственного финансового контроля  и принятию соответствующих мер  по повышению статуса его органов.

В заключение следует  отметить, что эффективность государственного финансового контроля обеспечивается соблюдением принципов государственного финансового контроля и требований к его организации. Так, эффективность системы органов государственного финансового контроля в целом достижима, если верно определены их функции, четко разграничены полномочия, функционирует система координации их деятельности, установлены процедуры взаимодействия, а также основания и виды ответственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Система государственного финансового контроля

 

1. Счетная палата как орган финансового контроля

 

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата является постоянно действующим и независимым контрольным органом.

Задачи Счетной  палаты:

1) Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

4) Финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;

5) Анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;

6) Контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Национальном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;

 

Счетная палата при решении  возложенных задач обладает организационной  и функциональной независимостью. Она  обеспечивает единую систему контроля за исполнением государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Эта работа включает в  себя:

- оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году;

- проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам

   и статьям бюджета;

-экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ,

    международных договоров по финансовым вопросам;

- анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе;

- подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства;

- подготовку заключений по исполнению бюджета отчетного года;

- подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

Важнейшими направлениями  работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

Контрольно-ревизионная  деятельность осуществляется в следующих формах:

- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;

- определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;

- контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга КР, за использованием кредитных ресурсов;

- контроль за банковской системой в части обслуживания.

Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные  органы и учреждения, внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения.

Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной  палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный  отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов.

При выполнении своих  служебных обязанностей инспекторам  Счетной палаты предоставлены следующие  права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки  и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов. Вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.

Если в ходе ревизии  были выявлены нарушения, наносящих  государству прямой ущерб и требующие  немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

Экспертно-аналитическая  деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, государственных программ и других документов, касающихся государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и государственной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

- анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;

- обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Национальным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;

- анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Национального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами государственного бюджета;

- экспертные оценки.

Экспертно-аналитической  деятельность Счетной палаты заключается в экспертизе проектов законов, международных договоров, государственных программ и других документов, касающихся государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и государственной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

 

 

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

- государственного бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;

- законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам;

- международных договоров, влекущих правовые последствия для государственного бюджета;

- программ, которые финансируются за счет средств государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Права и функции органов государственного финансового контроля

 

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.

Законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

- предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;

- текущий контроль – при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль – при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.

Министерство финансов является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Министерство финансов проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций.

Широкие контрольные  полномочия в рамках бюджетного процесса предоставлены налоговым органам. Налоги являются основой доходной части государственного бюджета, поэтому без налаженной системы контроля за их уплатой, бюджетная система не может эффективно функционировать.

Контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет государства осуществляют Государственная налоговая служба и Государственная таможенная служба КР. Министерство по налогам и сборам ведет учет налогоплательщиков, контролирует соблюдение ими налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Информация о работе Государственный финансовый контроль