Государственный кредит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение значения государственного кредита и государственного долга в бюджетной политике и финансовой системе государства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятия и сущность государственного кредита и государственного долга и определить их взаимосвязь; рассмотреть такую форму реализации государственного кредита как государственные займы; изучить проблемы внутренней и внешней задолженности России и перспективы её урегулирования; определить роль государственного кредита и государственного долга в экономике страны.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность государственного кредита …………………………….. 5
1.1 Особенности государственного кредита как формы кредитных отношений ……………………………………………………………… 5
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны …………… 10
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом ………………………………..12
2.1 История государственных займов в России ………………………12
2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства ……………………………………………………………15
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им …..20
3 Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом ……………………………………………………………………25
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью ………………………………………………………25
3.2 Внешний долг Российской Федерации и проблемы эффективного управления им ………………………………………………………….28
3.3 Внутренний государственный долг Российской Федерации ………35
Заключение …………………………………………………………………………40
Список литературы ……………………………………………………………… 41

Работа состоит из  1 файл

ДКБ - курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)


1

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ДЕНЕГ, КРЕДИТА И ФИНАНСОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

Государственный кредит и государственный долг

       

Выполнил (а): студент 3 курса заочной

формы обучения

Кукушкина С.А.

 

 

 

 

Регистрационный номер:

Дата сдачи на проверку:

Оценка после защиты:

 

 

Киров 2010

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………………3

1 Понятие и сущность государственного кредита …………………………….. 5

1.1 Особенности государственного кредита как формы кредитных                    отношений ……………………………………………………………… 5

1.2 Роль государственного кредита в экономике страны ……………   10

2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом ………………………………..12

2.1    История государственных займов в России ………………………12

2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства ……………………………………………………………15

2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им …..20

3 Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом ……………………………………………………………………25

3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью ………………………………………………………25

3.2 Внешний долг Российской Федерации и проблемы эффективного управления им ………………………………………………………….28

3.3 Внутренний государственный долг Российской Федерации ………35

Заключение …………………………………………………………………………40

Список литературы ………………………………………………………………  41

 

 

 

 

 

 

 

 

              Введение

Для бюджетной политики большинства государств одной из важнейших задач стало решение проблемы сбалансированности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные западные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в допущении дефицитности бюджета во время спада и наличии профицита в период инфляции. Достаточно, чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла.     Бюджетные дефициты, будучи сами по себе следствием глубокой несбалансированности государственных финансов, стали в свою очередь причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетных дефицитов превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства в сфере экономики.

Признание возможности применения несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга.

Государственный кредит, как совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора, стал важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов.

              Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки – кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

              Целью данной курсовой работы является определение значения государственного кредита и государственного долга в бюджетной политике и финансовой системе государства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

              - изучить понятия и сущность государственного кредита и государственного долга и определить их взаимосвязь;

              - рассмотреть такую форму реализации государственного кредита как государственные займы;

              - изучить проблемы внутренней и внешней задолженности России и перспективы её урегулирования;

              - определить роль государственного кредита и государственного долга в экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность государственного кредита

1.1 Особенности государственного кредита как формы кредитных отношений

              В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

«Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности» (7).

              Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций, а также одной из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Это особая и во многом обособленная часть финансовой системы, которая имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования (13).

В сфере кредитных отношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и гарантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это, в основном, государства, международные финансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпорации, участники национального и международных рынков ценных бумаг. При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство чаще является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство является и заемщиком, и кредитором. Владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную функции и функцию стимулирования (сдерживания) экономического роста.

Фискальная функция государственного кредита заключается в осуществлении дополнительного формирования централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Фискальная функция государственного кредита позволяет перераспределить во времени налоговую нагрузку на население, так как источником погашения долгов по ранее полученным государством займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан данной страны.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах – срочности, возвратности, платности, целевого назначения.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны – экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. В целом государственный кредит стимулирует высокие темпы экономического роста, осуществляя государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.

Контрольная функция государственного кредита заключается в учете и контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством.

Функция стимулирования (сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на экономику страны. Например, в странах с переходной экономикой, включая Россию, и в развивающихся государствах наблюдается ситуация, когда государственный долг выступает фактором сдерживания экономического роста.

Государство осуществляет заимствование средств в двух формах: получения кредита и выпуска ценных бумаг. Кредит предоставляется государству кредитором в денежной форме, ценные бумаги реализуются на фондовом рынке, где инвесторы их покупают, увеличивая таким образом доходы государства – эмитента ценных бумаг. Вследствие этого заемные ресурсы поступают в бюджет и, соответственно, возрастает государственный долг в виде кредитных обязательств по ссудам или долговых обязательств по ценным бумагам. Поступающие в бюджет средства от государственных заимствований отражаются как источники финансирования дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного долга.

Государственный кредит по источникам прохождения может быть внутренним, номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте.

По целям будущего использования средств государственный кредит можно подразделить на инвестиционный (кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, то есть на производительные цели) и неинвестиционный (кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет).(11)

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение. В его основе лежат отличительные от финансов, иные принципы организации. В отличие от налогов привлечение и предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе. Если налоги и платежи движутся в одном направлении, то движение кредитных средств осуществляется в прямом и обратном направлении. Кроме того, государственный кредит имеет, как правило, добровольный характер и его существование ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Государственный кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем  может не возобновляться, а также избирательный и селективный характер.

Государственный кредит тесно связан с финансами. Так, государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В тоже время процесс его формирования и использования осуществляется в форме привлечения денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части валового внутреннего продукта; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство; в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.

Государственный кредит тесно связан с корпоративными финансами. Государство заимствует средства у крупных отечественных и иностранных компаний, банков в форме денежных кредитов, а также продавая им свои долговые обязательства, облеченные в форму ценных бумаг. Параметры (процентные ставки по кредитам, доходность по ценным бумагам) и тенденции рынка государственных ценных бумаг служат важными макроэкономическими индикаторами общего состояния экономики.

За последнее время усилилась связь государственного кредита с международными финансами. Проблема внешней суверенной (то есть государственной) задолженности тесно связана с мировым долговым кризисом. Значительно возросло влияние международных финансовых организаций (11).

Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, то есть не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства, то есть выплата доходов кредиторам обеспечивается, по сути, за счет всех налогоплательщиков.

Особенность государственного кредита как экономических отношений проявляется в том, что он реализуется посредством применения различных финансово-кредитных долговых инструментов. Это кредиты в денежной форме, займы на национальном фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, выпуски еврооблигаций. И, несмотря на их различия, экономическое содержание у них одно – кредитная основа, то есть движение денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности (11).

Таким образом, государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений (13).

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг