Государственный кредит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение значения государственного кредита и государственного долга в бюджетной политике и финансовой системе государства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятия и сущность государственного кредита и государственного долга и определить их взаимосвязь; рассмотреть такую форму реализации государственного кредита как государственные займы; изучить проблемы внутренней и внешней задолженности России и перспективы её урегулирования; определить роль государственного кредита и государственного долга в экономике страны.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность государственного кредита …………………………….. 5
1.1 Особенности государственного кредита как формы кредитных отношений ……………………………………………………………… 5
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны …………… 10
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом ………………………………..12
2.1 История государственных займов в России ………………………12
2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства ……………………………………………………………15
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им …..20
3 Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом ……………………………………………………………………25
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью ………………………………………………………25
3.2 Внешний долг Российской Федерации и проблемы эффективного управления им ………………………………………………………….28
3.3 Внутренний государственный долг Российской Федерации ………35
Заключение …………………………………………………………………………40
Список литературы ……………………………………………………………… 41

Работа состоит из  1 файл

ДКБ - курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

Финансирование государственного долга в развитых странах осуществляется практически исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. Такими инструментами являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

- доходности – способность приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости);

- надежности – вероятности понести потери (риск невозврата вложенных средств);

- ликвидности – возможности скорейшего для держателя получения денежных средств.

              Государственные бумаги, которые эмитированы промышленно развитыми странами, считаются сверхнадежными, со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны для консервативных инвесторов, которые готовы довольствоваться хотя и относительно небольшим, но гарантированным доходом.

              Существуют также обязательства иных эмиттентов, которые эмиттируя менее надежные бумаги, предлагают более высокую доходность в качестве «платы за риск».

              В мировой практике государственные ценные бумаги являются наиболее безопасным видом капиталовложений, а при наличии развитого финансового рынка они являются очень высоколиквидными активами. Именно поэтому такие бумаги являются наименее доходными.

              Во всех странах с рыночной экономикой действуют различные системы оценки надежности ценных бумаг. Например, для США нормой является разница примерно в 4% годовых между доходностью по государственным и корпоративным ценным бумагам. Если этот показатель снижается, то возникает отток капиталов из корпоративного сектора              в пользу государственных облигаций, курсовые цены на корпоративные бумаги снижаются и, как следствие, их доходность и привлекательность для инвесторов возрастает.

              В мировой практике наиболее распространены следующие формы выплаты дохода по государственным бумагам:

- установление фиксированного процента от номинала;

- реализация долговых обязательств с дисконтом;

- индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

- проведение выигрышных займов.

              Кроме того, правительство может установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг.

              Государственные ценные бумаги могут быть подразделены на рыночные  и нерыночные.

              Рыночные ценные бумаги – это бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на вторичном рынке. В промышленно развитых странах их доля составляет до 70% от всех долговых обязательств государства.

              Нерыночные ценные бумаги – это фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инвестором у правительства, и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмиттент, выпуская в обращение нерыночные бумаги – привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Кроме того, посредством выпуска этих бумаг правительства развитых стран воздействуют на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку приобретение населением нерыночных ценных бумаг государства сокращает ресурсы, которые потенциально могут быть помещены на депозиты частных кредитных учреждений.

              Первичный рынок государственных ценных бумаг – это рынок, на котором эмиттент (соответствующий уполномоченный государственный орган) размещает свои ценные бумаги среди уполномоченных дилеров (маркетмейкеров).

              Вторичный рынок государственных ценных бумаг – рынок, на котором эти бумаги обращаются в период между моментом их выпуска и датой погашения.

              Наиболее развитым фондовым рынком мира является фондовый рынок США. основным эмиттентом  долговых обязательств в США выступает Казначейство, эмиттирующее  как рыночные казначейские векселя, казначейские ноты, казначейские боны), так и нерыночные ценные бумаги (сберегательные облигации, облигации, оформляющие внешний долг; облигации, по которым ведутся правительственные счета; ценные бумаги для размещения в штатах и местных органах власти).

              Рыночные ценные бумаги существуют в электронной форме в виде записей на счетах, что позволило существенно сократить затраты, связанные с изготовлением бланков и учетом, избежать фальсифицирования и максимально упростить обращение облигаций на рынке. Казначейство США эмиттирует бумаги, привлекательные для самых широких кругов инвесторов: корпораций, фондов, банков, физических лиц. Эмиссия таких бумаг позволяет государству привлечь временно свободные средства широчайшего круга инвесторов для собственных нужд. В то же время субъекты предпринимательства получают возможность выгодно разместить свободные капиталы.

              Германия эмиттирует следующие виды государственных рыночных ценных бумаг: облигации ФРГ, федеральные облигации, долговые сертификаты, федеральные кассовые облигации. Нерыночные бумаги Германии – это сберегательные облигации типа «А» и «В» и казначейские финансовые обязательства типа «1» и «2».

              Таким образом, привлечение государством заемных средств стало обычной практикой в финансовой системе промышленно развитых стран. При проведении разумной финансовой политики и эффективно работающей экономике покрытие дефицита бюджета за счет займов не влечет за собой существенных экономических проблем, так как Правительство РФ может увеличить свои доходы за счет налоговых поступлений, а полученные средства направлять на выплаты по государственным долгам, может рефинансировать долг, или прибегнуть к помощи печатного станка(12).

3.2 Внешний долг Российской Федерации и проблемы эффективного управления им

              Бурный рост процессов интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящиеся за пределами их национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от внутреннего долга тем, что участниками кредитных сделок в этом случае выступают компании, банки, а также государственные органы различных стран. Основными участниками международной кредитной деятельности являются частные компании, главным образом, в лице ТНК и ТНБ, различного рода фондов и т.д., а также правительственные органы, выступающие в роли как заемщиков, так и кредиторов.

              Государства заимствуют финансовые ресурсы как на национальных рынках ссудных капиталов, так и на «европейских».

              Таким образом, международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора (11). Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые также как и внутренние, предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

              Получателем займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные организации и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.

              Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Он и осуществляют содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

              Внешнее финансирование позволяет государству получать дополнительные финансовые ресурсы сверх того, что может произвести его собственная экономика. Поэтому проблема внешнего долга и управления им становиться актуальной для испытывающего острую потребность во внешних заимствованиях государства.

              Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах:

              - синдицированные банковские кредиты;

              - еврозаймы;

              - кредиты международных финансовых организаций;

              - межправительственные кредиты;

- частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты)(11).

Основными механизмами сокращения внешней задолженности могут стать:

- выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг;

- обмен долга на акционерный капитал (своп) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции её промышленных корпораций;

- замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте (1).

              Крупнейшими международными кредитными организациями являются Международный валютный фонд (МВФ), Парижский клуб, Лондонский клуб, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.

              Регулирование задолженности перед официальными кредиторами, то есть перед коммерческими банками зарубежных стран, предоставляющими кредиты под гарантии соответствующих правительств или под страхование кредитов в государственных структурах, входит в компетенцию Парижского клуба.

              Лондонский клуб кредиторов занимается урегулированием задолженности стран перед частными коммерческими банками. Ведущие банки развитых стран проводят активные операции по скупке долговых обязательств и их продаже. Долговые проблемы Лондонский клуб решает такими способами, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения долгов, предоставление возобновляемых кредитов, списание отдельной части или всего долга, погашение кредитов должниками.

              Токийский долговой клуб занимается вопросами урегулирования коммерческой торговой задолженности (2).

              Важным условием для получения Россией кредитов промышленно- развитых стран стало её членство в МВФ. Вступление России в Парижский клуб имело также положительное значение для неё. Если раньше, выступая кредитором, Россия самостоятельно решала вопросы, связанные с задолженностью, то теперь её интерес отстаивают международные финансовые организации.

В последние годы существования СССР руководство страны во главе с М.С.Горбачевым в связи с экономическими трудностями осуществило крупные внешние заимствования. Они использовались для финансирования импорта продовольствия и других потребительских товаров, а также машин и оборудования. За шесть лет – с 1985 по 1991 гг. – государственный внешний долг Советского Союза увеличился более чем в три раза: с 31 до 96,9 млрд.долл (10).

В конце 1991 года, когда Советский Союз переживал глубочайший экономический кризис и находился в стадии политического передела, страна была не в состоянии самостоятельно обслуживать накопленную задолженность. Для того, чтобы успокоить внешних кредиторов, власти СССР и 12 союзных республик (за исключением Латвии, Литвы и Эстонии) подписали меморандум о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР. На Россию приходился самый крупный долг  - 59,2 млрд. долл.

Договор о правопреемстве внешнего долга и активов Советского Союза подписали 8 бывших Советских республик. Фактически внешний долг в 1992 году начала обслуживать только Россия. Российская Федерация приняла решение о единоличной ответственности по долгу бывшего СССР и получила согласие на это стран-членов Парижского клуба кредиторов.

В качестве должника Россия имеет отношения с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, входящими в основном в Парижский клуб; коммерческими банками или Лондонским клубом кредиторов; коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.

В 90-е гг. при переходе к рыночной экономике российское государство само стало прибегать к внешним заимствованиям. На начало 2000 года внешний долг, возникший у самой России, или новый долг, составил почти 50 млрд. долл., а общий объем внешнего долга превысил 158 млрд. долл. (таблица 1).

Таблица 1 – Структура государственного внешнего долга РФ на начало соответствующего года, млрд. долл.(14).

Показатели

1994

1996

1998

1999

2000

Весь долг (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ)

112,5

120,4

123,5

156,6

158,4

Задолженность странам участницам Парижского клуба

34,8

50,2

49,6

48,5

48,6

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

33,0

18,1

14,9

20,4

19,6

Коммерческая задолженность

36,2

40,7

35,8

36,1

37,8

Задолженность перед МФО

3,5

11,4

18,7

22,2

19,4

Еврооблигационные займы

-

-

4,5

16,0

15,6

ОВГВЗ и ОГВЗ

-

-

-

11,1

11,1

Задолженность по кредитам Банка России

-

-

-

2,3

6,4

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг