Государственный кредит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение значения государственного кредита и государственного долга в бюджетной политике и финансовой системе государства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятия и сущность государственного кредита и государственного долга и определить их взаимосвязь; рассмотреть такую форму реализации государственного кредита как государственные займы; изучить проблемы внутренней и внешней задолженности России и перспективы её урегулирования; определить роль государственного кредита и государственного долга в экономике страны.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность государственного кредита …………………………….. 5
1.1 Особенности государственного кредита как формы кредитных отношений ……………………………………………………………… 5
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны …………… 10
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом ………………………………..12
2.1 История государственных займов в России ………………………12
2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства ……………………………………………………………15
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им …..20
3 Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом ……………………………………………………………………25
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью ………………………………………………………25
3.2 Внешний долг Российской Федерации и проблемы эффективного управления им ………………………………………………………….28
3.3 Внутренний государственный долг Российской Федерации ………35
Заключение …………………………………………………………………………40
Список литературы ……………………………………………………………… 41

Работа состоит из  1 файл

ДКБ - курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

             

 

1.2 Роль государственного кредита в экономике страны

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей, следовательно, играет важную роль в экономике любой страны.

Государственный кредит имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

Кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства существующие расходы неизбежно возрастают. Посредством  кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Посредством государственного кредита государство мобилизует денежные ресурсы. С одной стороны, государственный кредит ориентирован на привлечение денежных средств с целью покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Кредиторы государства получают проценты по займам, предоставленным государству.

Кроме того, государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Как источник финансирования правительственных расходов, государственный кредит исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

Как способ финансирования расходов правительства государственный кредит обладает рядом преимуществ и имеет существенно меньшие негативные последствия по сравнению с традиционными приемами – дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов.

Таким образом, государственный кредит представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства, позволяет равномерно распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущим поколениями, позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику. Кроме того, государственный кредит выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом

2.1 История государственных займов в России

              Первые российские государственные займы появились в XVII веке, однако широкое применение получили только в середине XVIII века, при императрице Екатерине II. Таким образом, можно считать, что кредитная история России началась в 1769 году, когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

              Первый внутренний займ был проведен во время царствования императора Александра I. Именно в это время (1809 г.) была впервые создана правовая база государственных заимствований в России и появились первые работы по управлению государственным долгом – в частности, М.Сперанского.

              На протяжении всего XIX и начала XX вв. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог.

Хронический дефицит бюджета России покрывался, главным образом, займами – как внутренними, так и внешними. Правительство, однако, стремилось проводить максимально эффективную политику управления государственными заимствованиями. Для достижения этой цели бюджет был разделен на обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.). Чрезвычайный бюджет был засекречен, доходную его часть на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов.

Такое разделение бюджетов несколько упрощало управление государственным долгом, так как правительство имело возможность показывать профицитный бюджет, а это существенно облегчало получение новых кредитов по низкой процентной ставке. По большей части государственных долгов России процентная ставка составляла 4% годовых; сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей (более 2/3 всего рынка). В результате проведения ответственной политики по управлению государственным долгом Россия имела репутацию надежного заемщика на мировом рынке капиталов.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
-краткосрочные;
-долгосрочные;
-бессрочные.

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114: “При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Активное использование заемных средств в этот период имело как позитивное, так и негативное влияние на экономику страны. С одной стороны, такие меры позволили активно развивать железнодорожное строительство и привлекать дешевые кредитные ресурсы на мировом рынке капитала для финансирования дефицита бюджета, не прибегая к эмиссии. С другой стороны, возникла достаточно высокая степень зависимости политики страны от иностранных кредиторов, ухудшилась структура правительственных расходов, значительная часть бюджетных средств уходила на обслуживание государственного долга.

Государственный долг России с учетом гарантированных правительством железнодорожных и ипотечных займов накануне Октябрьской революции составлял 41,6 млрд. рублей, в том числе внешний - 14,86 млрд. По размеру внешнего долга Россия занимала первое место в мире(15). После Октябрьской революции 1917 года государственная задолженность была аннулирована декретом президиума ВЦИК(12).

2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг  государства

Практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

- срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

- право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

              - признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

              - по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.

Долговые обязательства государства могут существовать в следующих формах:

- кредитные соглашения и договора, заключенные от имени государства с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов – как правило, коммерческими банками. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями;

- договора о предоставлении государственных гарантий, договора поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов;

- соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени государства о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;

- государственные ценные бумаги – обязательства, выпущенные от имени данного государства или гарантированные им. В экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90% (13). Основными государственными ценными бумагами являются облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т.д.               Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации.

              Государственная облигация – ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства и дающая её держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмитентом, то есть государством. Номинальная цена выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов может отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры. Под курсом облигации в мировой практике понимается её цена на рынке, сложившаяся на основе спроса и предложения.              

Облигации государственного займа представляют собой особую форму фиктивного капитала.               В самом деле, если источником дохода по ценным бумагам предприятий выступает прибавочная стоимость, то проценты по государственным бумагам выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по государственным займам, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, государственный фиктивный капитал не связан непосредственно с производством прибавочной стоимости; инвесторы в государственные ценные бумаги становятся собственниками части будущих налоговых и неналоговых поступлений государства. В этом заключается специфичность государственного фиктивного капитала, приводящая, в конечном счете, к увеличению налогового бремени.

              В 1998 году основные федеральные долговые обязательства были представлены следующими бумагами (все цифровые данные по видам долговых обязательств приведены в неденоминированных рублях):

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг