Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение значения государственного кредита и государственного долга в бюджетной политике и финансовой системе государства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятия и сущность государственного кредита и государственного долга и определить их взаимосвязь; рассмотреть такую форму реализации государственного кредита как государственные займы; изучить проблемы внутренней и внешней задолженности России и перспективы её урегулирования; определить роль государственного кредита и государственного долга в экономике страны.
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность государственного кредита …………………………….. 5
1.1 Особенности государственного кредита как формы кредитных отношений ……………………………………………………………… 5
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны …………… 10
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом ………………………………..12
2.1 История государственных займов в России ………………………12
2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства ……………………………………………………………15
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им …..20
3 Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом ……………………………………………………………………25
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью ………………………………………………………25
3.2 Внешний долг Российской Федерации и проблемы эффективного управления им ………………………………………………………….28
3.3 Внутренний государственный долг Российской Федерации ………35
Заключение …………………………………………………………………………40
Список литературы ……………………………………………………………… 41
А) Государственные долгосрочные облигации (ГДО) – ценные бумаги, выпущенные в 1991 году со сроком обращения 30 лет (до 2021 года). Объем займа – 80 млрд. рублей; разбит на транши по 5 млрд. рублей. Номинал облигации – 100 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов. Купонный доход – 15% от номинала облигации, выплачивается 1 раз в год – 1 июля.
Б) Государственные краткосрочные облигации (ГКО) – срок обращения ГКО – 3,6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Номинал – 1 млн.рублей. распространяются на аукционах с дисконтом от номинала.
В) Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – относятся к среднесрочным государственным ценным бумагам. Срок их обращения от 1 года до 5 лет. Выпускаются на безбумажной основе в виде записи на счетах «депо». Номинал – 1 млн. рублей. ОФЗ-ПК выпускаются с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально, размер которого определяется исходя из средневзвешенной доходности ГКО за определенный период. ОФЗ-ПД выпускаются с купонным доходом, выплачиваемым ежеквартально, и размер которого за все время обращения облигации постоянен.
Г) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) – срок обращения этих ценных бумаг 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. рублей – разбит на транши по 1 трлн. рублей. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из 4 купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, определяемая Министерством финансов РФ.
Д) Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) – выпущены в 1993 году в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номиналы – 1, 10, 100 тыс. долларов США. Первоначальный объем выпуска составил 7885 млн. долларов с разбивкой на пять траншей со сроками погашения от 1 до 15 лет. В 1996 году были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долларов четвертого и пятого траншей и на 3500 млн.долларов шестого и седьмого траншей. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов. Купонная ставка – 3% годовых от номинала облигации – выплачивается 1 раз в год – 14 мая.
Е) Облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ) – выпускаются в бездокументарной форме. Объем выпуска в 1996 году – 15 трлн.рублей. Номинал – 1 млн. рублей. Доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год. Не могут обращаться на вторичном рынке.
Ж) Государственные жилищные сертификаты (ГЖС) – являются документарными именными необращаемыми ценными бумагами. Эмитируются по решению Правительства РФ для граждан РФ, лишившихся жилья в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению – 1 год с момента выдачи(12).
Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах:
- синдицированные банковские кредиты;
- еврозаймы;
- кредиты международных финансовых организаций;
- межправительственные кредиты;
- частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты) (11).
Крупнейшими международными кредитными организациями являются Международный валютный фонд (МВФ), Парижский клуб, Лондонский клуб, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы.
В современной России главными целями привлечения займов является необходимость обслуживания государственного долга и финансирование дефицита бюджета. Отказ от инфляционных методов финансирования дефицита бюджета обусловил развитие рынка государственных ценных бумаг в России и рост государственного долга. Государственные займы через механизм выпуска ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, то есть не сопровождаются денежной эмиссией, что является весьма важным в условиях развивающегося рынка и нестабильной экономики
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им
Государственный долг – это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (то есть неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д.) (12). Это также долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Он включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату.
Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Другими словами, он состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Государственный долг подразделяется также на внутренний долг как совокупность обязательств федерального правительства перед резидентами, и внешний долг – как совокупность обязательств федерального правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство) (12).
Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
Эмитентом облигаций государственного займа от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).
Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.
Так, величина государственного внутреннего долга России составила на 1 октября 2000 года 561,3 млрд. рублей (на 1 января 2000 года – 583,6 млрд. рублей) (5). В начале 90-х годов проблему внутреннего государственного долга России, как правопреемника СССР, который к началу 1992 года достиг размера 1050 млрд. рублей, удалось отчасти решить путем инфляции и обесценения сбережений населения (12). К началу 1992 года внешний долг России, как правопреемника СССР, оценивался в 96,6 млрд. долларов США). В настоящее время внешний долг России в основном урегулирован, и большая доля его приходится на задолженность развитым странам, а также рыночную задолженность, выраженную в еврооблигациях. Крупнейшими кредиторами России являются Германия, Италия, Франция, Япония (2).
Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.
Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:
- безусловности – обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;
- единства – учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;
- снижения рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
- оптимальности структуры – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
- сохранения финансовой независимости – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;
- прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агенств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, то есть погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения метода рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агенствами в соответствии с международными правилами рейтингования.
В условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о:
- новации – соглашении между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством;
- унификации – решении государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;
- конверсии – одностороннем изменении доходности займов, то есть государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;
- консолидации – изменении условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решении о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;
- отсрочке погашения займов – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;
- аннулировании государственного долга – отказе государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Применение этих методов нарушает первый принцип управления государственным долгом – принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубочайшей предварительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-политических последствий(12).
3 Управление внешней и внутренней задолженностью в Российской Федерации и за рубежом
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью
Причины образования государственного долга в различных странах имеют свою историю.
В США государственная задолженность, накопившаяся к концу 1980-х – началу 1990-х гг. (около 5,5 трлн. долл.), связана, во-первых, с войнами, требовавшими огромных государственных расходов и приводившими к дефициту государственного бюджета. Финансирование же его происходило за счет выпуска государственных облигаций. Во-вторых, периодические спады, во время которых налоговые поступления уменьшались и, при прочих равных условиях, увеличивался бюджетный дефицит. Особенно неблагоприятными в этом отношении были Великая Депрессия 1929-1933 гг., кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг. В-третьих, результаты действия правительства, действовавшего в русле макроэкономической политики, называемой «рейганомикой». Одной из наиболее характерных её черт было масштабное сокращение ставок налогов в 1980-е годы (налоговые реформы 1981 и 1986 гг.). На начало 1999 года общая сумма внешнего долга США составила 6,8 трлн. долл.(6).
Информация о работе Государственный кредит и государственный долг