Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучить экономическое содержание, сущность, функции и формы государственного кредита;
2) оценить современное состояние государственного кредита в России;
3) выявить основные тенденции развития государственного кредита в России;
4) проанализировать динамику и структуру государственного кредита в России.
5) рассмотреть направления денежно – кредитной политики в России;
6) исследовать современные проблемы государственного кредита;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………….…..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА …………………………………………………………………………6
Сущность и причины государственного кредита……………………………6
Характеристика функций государственного кредита ……………………..10
1.3 Классификация форм государственного кредита………………………….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ…………………………......19
2.1 Оценка основных тенденций развития государственного кредита в России…………………………………………………………………………….19
2.2 Оценка динамики и структуры государственного кредита в России…….24
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики в России………...32
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ………………………………………………………………………..36
3.1 Современные проблемы государственного кредита в России………..…36
3.2 Пути и решения проблем государственного долга России……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

курсовая. ГОСУДАРС КРЕДИТ.docx

— 465.60 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………….…..3

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА …………………………………………………………………………6

    1. Сущность и причины государственного кредита……………………………6
    2. Характеристика функций государственного кредита ……………………..10

1.3 Классификация форм государственного кредита………………………….14

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ…………………………......19

2.1 Оценка  основных тенденций развития  государственного кредита в                                                                                                                             России…………………………………………………………………………….19

2.2 Оценка динамики и структуры  государственного кредита в России…….24

2.3 Основные направления денежно-кредитной  политики в России………...32

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО                                 КРЕДИТА ………………………………………………………………………..36

3.1 Современные  проблемы государственного кредита  в России………..…36

3.2 Пути  и решения проблем государственного  долга России……………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………..49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в  целом имеет государственный  кредит. Кредит относится к числу  важнейших категорий экономической  науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения  в современных условиях достигли наибольшего развития. В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций.

Актуальность данной заключается в том, что с помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

Целью курсовой работы является  изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.

Задачи работы:

1) изучить экономическое содержание, сущность, функции и формы государственного кредита;

2) оценить современное состояние  государственного кредита в России;

3) выявить основные тенденции развития государственного кредита в России;

4) проанализировать динамику и структуру государственного кредита в России.

5) рассмотреть направления денежно – кредитной политики в России;

6) исследовать современные проблемы государственного кредита;

7) изучить проблемы государственного кредита и пути их решения.

Предметом исследования курсовой работы является государственный кредит как  совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для  финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.

Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты (федеральные законы), учебная литература, учебно-методическая литература, публикации экономических газет, журналов. Более того, в современной литературе данная тема описана в работах таких авторов, как Балабанов В., Гончаров П., «Состояние рынка государственных долгов», Борисов С. М. «Внешние долги России», Карташов А.В. « Государственный кредит» и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении государственного кредита РФ.

В данной работе были использованы следующие  методы: метод экономического и статистического  анализа, логический метод, сравнение  и другие приемы исследования.

Наиболее характерные черты  кредитной сферы - перенасыщение  оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли  изменения в структуре кредитных  вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение  недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят  о том, что необходимо уделять  большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние  страны в значительной мере зависит  от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить  реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной  основе. В нашей стране развились  новые формы кредитов, таких как  потребительский, коммерческий, различные  формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной .

Из истории известно, что правительство  России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

В это время сформировались следующие  формы и виды государственного кредита:

а) государственные займы - внутренние и внешние;

б) выпуск казначейских обязательств;

в) заимствование средств у казенных банков.

Постепенно крупнейшим должником  банковской системы становится царское  правительство. К 1861 г. государственный  долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. рулей. Выплата погашений  и процентов по займам достигла 50 млн. рублей. Или почти 15% бюджетных  расходов.[2]

История государственного кредита  показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие  бюджетного дефицита. Испытывая потребность  в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности  мобилизации дополнительного финансового  фонда и в условиях сбалансированного  бюджета. Это является вполне оправданным  шагом, поскольку за счет средств  фонда государственного кредита  могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного  строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных  доходов [11,172].

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

    1. Сущность и причины государственного кредита

 

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений [6,147].

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория  он охватывает совокупность финансовых отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает  в качестве заёмщика, кредитора или  гаранта.

На практике государственный кредит, как правило, характеризует кредитные  отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, и эта деятельность государства  в качестве заёмщика получила наибольшее развитие во всём мире. Как и любой другой заёмщик, государство привлекает средства на заранее определённый срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет [1].

Государственный кредит характеризует  также отношения государства  с экономическими субъектами, в ходе которых государство может выступать  как кредитор или гарант. Как кредитор государство выступает в случае выдачи кредитов за счёт бюджетных  средств. Кредиты предоставляются  экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным  государствам, международным организациям. Предоставление государственных кредитов ведёт к формированию долга перед  государством.

 Как гарант государство даёт  поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке  другими лицами. Следовательно, государство  гарантирует безусловное погашение  займов и кредитов, а также  выплату процентов по ним в  случае неплатёжеспособности заёмщика. Если должник своевременно и  в полном объёме рассчитался  по своим обязательствам, то гарант  не несёт каких-либо дополнительных  затрат. Однако обычно достаточно  надёжные заёмщики не нуждаются  в государственных гарантиях.  Они в состоянии привлечь средства  на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные  гарантии традиционно распространяются  на недостаточно надёжных заёмщиков  и соответственно влекут за  собой рост расходов бюджетных  средств.

Объективная необходимость использования  государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена  постоянным противоречием между  величиной этих потребностей и возможностями  государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Целесообразность использования  государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства  и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными  последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении [8, 177].

Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и  кредита -  и несёт признаки как  тех, так и других. В качестве финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов  источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов  самоуправления. В то же время процесс  формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение  денежных средств на временной  и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита  с финансами заключается также  в том, что, во-первых, это распределительные  отношения, отношения вторичного распределения  части ВВП; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство  – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях; в-третьих, целью  этих отношений является привлечение  государством дополнительных финансовых ресурсов.

Как один из видов кредита, государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в  истории нашего государства  известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность. Платность означает, что через определённый период времени внесённая сумма возвращается с процентами [6, 148].

Государственный кредит является составной  частью такого звена финансовой системы  Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). В этом случае государственный  кредит  имеет следующие признаки кредита:

Информация о работе Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения