Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучить экономическое содержание, сущность, функции и формы государственного кредита;
2) оценить современное состояние государственного кредита в России;
3) выявить основные тенденции развития государственного кредита в России;
4) проанализировать динамику и структуру государственного кредита в России.
5) рассмотреть направления денежно – кредитной политики в России;
6) исследовать современные проблемы государственного кредита;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………….…..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА …………………………………………………………………………6
Сущность и причины государственного кредита……………………………6
Характеристика функций государственного кредита ……………………..10
1.3 Классификация форм государственного кредита………………………….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ…………………………......19
2.1 Оценка основных тенденций развития государственного кредита в России…………………………………………………………………………….19
2.2 Оценка динамики и структуры государственного кредита в России…….24
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики в России………...32
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ………………………………………………………………………..36
3.1 Современные проблемы государственного кредита в России………..…36
3.2 Пути и решения проблем государственного долга России……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

курсовая. ГОСУДАРС КРЕДИТ.docx

— 465.60 Кб (Скачать документ)
  1. наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  2. аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);
  3. возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях [15, 230].

Государственный кредит характеризует  движение ссудного капитала. Выступая одной из форм кредита, государственный  кредит имеет некоторые отличия  от банковского кредита. Так, средства, полученные государством путём размещения займов, практически не участвуют  в кругообороте производительного  капитала. В этом случае ссудный  капитал используется как платёжное  и покупательное средство, не вкладывается в производство, не производится и не самовозрастает [12, 324].

Характерной чертой банковского  кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк - в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица - в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство [4, 322].

Таким образом, разница между государственным  и банковским кредитом также состоит  в том, что отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, а результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

 

1.2 Функции государственного кредита

 

Государственный кредит выполняет три функции: распределительную,   регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа  или библиотека обеспечивают потребности  не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство  должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться  их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все  поколения, которые будут ими  пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок [9,257].

В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга. Источники  финансирования этих расходов зависят  от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный  объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит[5, 312].

При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые  займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов  по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем  выше доходность государственного займа  для инвестора, тем большую часть  налогов вынуждено направлять государство  на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение  после августовского кризиса  рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться  Банком России с апреля 1996г.           

Выступая на финансовом рынке в  качестве заемщика, государство увеличивает  спрос на заемные средства и тем  самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем  выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного  влияния на производство. В том  случае, если в стране достаточно свободных  капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного  поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке  выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного  использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального  производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно  развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в  отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками  согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные  или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной  продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или  необходимых направлений экономики  той или иной территории.

Контрольная функция органически вплетается в контрольную функцию финансов, однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости  в двустороннем порядке, поскольку  предполагает возвратность и  возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами [6, 149].

Таким образом, рассмотрев функции  кредита, можно сделать вывод, что  положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции.

 

1.3 Формы государственного кредита

 

Государственный кредит может иметь  две формы: сберегательное дело и  государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности  действуют на коммерческой основе и  мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому  оформлению подразделяют государственные  займы, которые предоставляются  на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств и других государств, Международных  организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими  обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в  форме процента или выигрыша. Они  могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под  конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается  и перепродается в зависимости  от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою  и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и  внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций  и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются  центральными органами управления. Поступления  по ним направляются в Государственный  бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования  ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают  выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на  залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

Информация о работе Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения