Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучить экономическое содержание, сущность, функции и формы государственного кредита;
2) оценить современное состояние государственного кредита в России;
3) выявить основные тенденции развития государственного кредита в России;
4) проанализировать динамику и структуру государственного кредита в России.
5) рассмотреть направления денежно – кредитной политики в России;
6) исследовать современные проблемы государственного кредита;
ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………….…..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА …………………………………………………………………………6
Сущность и причины государственного кредита……………………………6
Характеристика функций государственного кредита ……………………..10
1.3 Классификация форм государственного кредита………………………….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ…………………………......19
2.1 Оценка основных тенденций развития государственного кредита в России…………………………………………………………………………….19
2.2 Оценка динамики и структуры государственного кредита в России…….24
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики в России………...32
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ………………………………………………………………………..36
3.1 Современные проблемы государственного кредита в России………..…36
3.2 Пути и решения проблем государственного долга России……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………..49
2.2 Оценка динамики и структуры государственного кредита в России
Функционирование
Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности [11,175]. Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.
Государственный долг делится на:
Внешний долг Российской Федерации состоит из совокупности долгов: Органов государственного управления, нового Российского долга, долга бывшего СССР, Органов денежно кредитного регулирования, долгов банков и долгов прочих секторов [6, 237].
Специалисты сходятся в том, что в ближайшее время наиболее остро станет вопрос о погашении государственного долга, на сей раз не государственного, а корпоративного. В 90-х годах внешний долг России был пугающе велик.
Рассмотрим динамику структуры государственного внешнего долга по данным Рисунка 1.
Рисунок 1 – Динамика структуры государственного внешнего долга Российской Федерации
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро (2 % ВВП), в плановом периоде сократится и составит на начало 2012 года 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро (1,7 % ВВП) [23].
Абсолютный размер государственного внешнего долга в рублевом эквиваленте увеличится в основном вследствие изменения соотношения рубля к доллару США и составит на начало 2009 года – 997,2 млрд. рублей, на начало 2012 года – 1 145,2 млрд. рублей, то есть увеличится на 148 млрд. рублей, или на 14,8 % [23].
В связи с сокращением
Для подробного анализа динамики объема и структуры внешнего долга Российской Федерации обратимся к Таблице 3.
Таблица 3 – Динамика объема и структуры внешнего долга Российской Федерации
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
2013 г. к 2010 г. % | |||||
отчет |
Закон № 308-ФЗ |
проект |
проект | ||||||
млрд. долл. США |
Струк-тура, % |
млрд. долл. США |
Струк- тура, % |
млрд. долл. США |
Струк- тура, % |
млрд. долл. США |
Струк- тура, % | ||
Государственный внешний долг, всего |
37,6 |
100 |
53,0 |
100 |
55,6 |
100 |
65,2 |
100 |
142,6 |
в том числе: |
|||||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностран-ной валюте |
8,7 |
23,1 |
7,3 |
13,8 |
6,1 |
11 |
5,5 |
8,4 |
65,7 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
28,0 |
74,5 |
34,2 |
64,5 |
38,2 |
68,7 |
43,9 |
67,4 |
145,6 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
2,4 |
11,5 |
21,7 |
11,3 |
20,3 |
15,8 |
24,2 |
183,5 |
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте [25].
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
В 2011 - 2013 годах предусматривается
увеличение в 1,8 раза государственного
внутреннего долга по государственным
гарантиям Российской Федерации
в иностранной валюте, что связано
с увеличением объемов
Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены
верхние пределы
Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с21,7% в 2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.
Предусматривается снижение в 2011 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 % [23].
В течение 2011 - 2013 годов Правительство
Российской Федерации должно будет
полностью рассчитаться с задолженностью
по межправительственным соглашениям
с Германией (срок погашения 2013 год),
Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией
(срок погашения 2012 год), также будет
завершено погашение
В государственной долговой книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.[2]
Внутренний долг Российской Федерации складывается из совокупности долгов: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами [11,175]. Проследим структуру государственного внутреннего долга на Рисунке 2.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.
Рисунок 2 – Динамика структуры государственного внутреннего долга
В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом [23].
Рассмотрим динамику объема и структуры внутреннего государственного долга РФ за период с 2010 – 2013 гг. в Таблице 4.
Таблица 4 – Динамика объема и структуры внутреннего госдолга
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
2013 г. к 2010 г., % | |||||
отчет |
Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
||||||
млрд. рублей |
Струк-тура,% |
млрд. рублей |
Струк-тура,% |
млрд. рублей |
Струк-тура,% |
млрд. рублей |
Струк-тура,% |
||
Государственный внутренний долг, всего |
2 094,7 |
100 |
3 726,7 |
100 |
5 148,4 |
100 |
6 976,4 |
100 |
236,8 |
в том числе: | |||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
1 837,1 |
87,7 |
2 933,0 |
78,7 |
4 076,7 |
79,2 |
5 621,1 |
80,6 |
243,7 |
государственные гарантии |
251,4 |
12 |
787,1 |
21,1 |
1 064,8 |
20,7 |
1 355,3 |
19,4 |
213,3 |
прочая задолженность |
6,2 |
0,3 |
6,6 |
0,2 |
6,9 |
0,1 |
0,0 |
0 |
Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.
Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011 -2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 -2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют. [2]
На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
В 2011 - 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года -1 678,8 млрд. рублей [3].
К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.
Таким образом, можно констатировать факт, что объем государственного долга Российской Федерации увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года - 55,6 млрд. долларов США.
Необходимо отметить также, что увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов
Информация о работе Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения