Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучить экономическое содержание, сущность, функции и формы государственного кредита;
2) оценить современное состояние государственного кредита в России;
3) выявить основные тенденции развития государственного кредита в России;
4) проанализировать динамику и структуру государственного кредита в России.
5) рассмотреть направления денежно – кредитной политики в России;
6) исследовать современные проблемы государственного кредита;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………….…..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА …………………………………………………………………………6
Сущность и причины государственного кредита……………………………6
Характеристика функций государственного кредита ……………………..10
1.3 Классификация форм государственного кредита………………………….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ…………………………......19
2.1 Оценка основных тенденций развития государственного кредита в России…………………………………………………………………………….19
2.2 Оценка динамики и структуры государственного кредита в России…….24
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики в России………...32
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ………………………………………………………………………..36
3.1 Современные проблемы государственного кредита в России………..…36
3.2 Пути и решения проблем государственного долга России……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

курсовая. ГОСУДАРС КРЕДИТ.docx

— 465.60 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Оценка динамики и структуры государственного кредита в России

 

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга, представляющего  собой всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств  государства, включая сумму  начисленных  процентов, которые должны быть по ним  выплачены.

Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой  кредитных отношений  государства, отражающейся в статистической отчетности [11,175]. Величина государственного долга показывает  лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.

Государственный долг делится на:

    • внешний;
    • внутренний.

Внешний долг Российской Федерации  состоит из совокупности долгов: Органов  государственного управления, нового Российского долга, долга бывшего  СССР, Органов денежно кредитного регулирования, долгов банков и долгов прочих секторов [6, 237].

Специалисты сходятся в том, что  в ближайшее время наиболее остро  станет вопрос о погашении государственного долга, на сей раз не государственного, а корпоративного. В 90-х годах  внешний долг России был пугающе  велик.

Рассмотрим динамику структуры государственного внешнего долга по данным Рисунка 1.

 

Рисунок 1 – Динамика структуры государственного внешнего долга Российской Федерации

 

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро (2 % ВВП), в плановом периоде сократится и составит на начало 2012  года 40,9 млрд. долларов США, или  29,2 млрд. евро (1,7 % ВВП) [23].

Абсолютный размер государственного внешнего долга в рублевом эквиваленте  увеличится в основном вследствие изменения  соотношения рубля к доллару  США и составит на начало 2009 года – 997,2 млрд. рублей, на начало 2012 года – 1 145,2 млрд. рублей, то есть увеличится на 148 млрд. рублей, или на 14,8 % [23].

В связи с сокращением государственных  внешних заимствований структура  государственного внешнего долга претерпит  изменения, увеличатся доли государственных  ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте, и государственных гарантий, а  доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО сократится.

Для подробного анализа динамики объема и структуры внешнего долга Российской Федерации обратимся к Таблице 3.

 

Таблица 3 – Динамика объема и структуры внешнего долга Российской Федерации

 

На 1 января

2010 года

На 1 января

2011 года

На 1 января

2012 года

На 1 января

2013 года

2013 г. к 2010 г.

%

отчет

Закон № 308-ФЗ

проект

проект

млрд. долл. США

Струк-тура, %

млрд. долл. США

Струк-

тура, %

млрд. долл. США

Струк-

тура, %

млрд. долл. США

Струк-

тура, %

Государственный внешний долг, всего

37,6

100

53,0

100

55,6

100

65,2

100

142,6

в том числе:

                 

кредиты иностранных государств, кредиты  МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических  лиц в иностран-ной валюте

8,7

23,1

7,3

13,8

6,1

11

5,5

8,4

65,7

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной  валюте

28,0

74,5

34,2

64,5

38,2

68,7

43,9

67,4

145,6

гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте

0,9

2,4

11,5

21,7

11,3

20,3

15,8

24,2

183,5


 

Анализ динамики  показывает, что объем   государственного внешнего долга  в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.

Объем государственного внешнего долга  в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.

Увеличение внешнего долга обусловлено  заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных  ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте [25].

Доля задолженности по государственным  ценным бумагам, номинированным в иностранной  валюте, в    2011 году  сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.

В 2011 - 2013 годах предусматривается  увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего долга по государственным  гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте, что связано  с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации на 2011-2013 годы, в том  числе в части оказания поддержки  экспорта российской промышленной продукции.

Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены  верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации  по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года -11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года - 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года - 21,1 млрд. долларов США. [3]

Доля задолженности по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте в общем объеме внешнего долга  увеличится с21,7% в 2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.

Предусматривается снижение в 2011 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %  [23].

В течение 2011 - 2013 годов Правительство  Российской Федерации должно будет  полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям  с Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012 год), также будет  завершено погашение задолженности  по ряду кредитов МФО [24].

В государственной долговой книге  Российской Федерации числится задолженность  перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.[2]

Внутренний долг Российской Федерации складывается из совокупности долгов: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов;  задолженности по казначейским обязательствам;   по заимствованиям средств ссудного фонда;  средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами [11,175]. Проследим структуру государственного внутреннего долга на Рисунке 2.

Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.

 

Рисунок 2 – Динамика структуры государственного внутреннего долга

 

В 2013 году внутренний государственный  долг увеличится в 2,4 раза по сравнению  с 2010 годом [23].

Рассмотрим динамику объема и структуры внутреннего государственного долга РФ за период с 2010 – 2013 гг. в Таблице 4.

 

Таблица 4 – Динамика объема и структуры внутреннего госдолга

 

На 1 января

2010 года

На 1 января

2011 года

На 1 января

2012 года

На 1 января

2013 года

2013 г. к 2010 г., %

отчет

Закон № 308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

 

млрд. рублей

Струк-тура,%

млрд. рублей

Струк-тура,%

млрд. рублей

Струк-тура,%

млрд. рублей

Струк-тура,%

 

Государственный внутренний долг, всего

2 094,7

100

3 726,7

100

5 148,4

100

6 976,4

100

236,8

в том числе:

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1 837,1

87,7

2 933,0

78,7

4 076,7

79,2

5 621,1

80,6

243,7

государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

1 064,8

20,7

1 355,3

19,4

213,3

прочая задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2

6,9

0,1

0,0

0

 

 

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга  вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем  объеме государственного внутреннего  долга Российской Федерации будет  повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

Объем внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39%, чем  в 2010 году. За 2011 -2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.

В соответствии с Основными направлениями  долговой политики Российской Федерации  на 2011 -2013 годы помимо эмиссии ОФЗ  и ГСО предполагается осуществить  выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать  укреплению позиции рубля, как одной  из расчетных валют. [2]

На внутреннем рынке государственных  ценных бумаг преобладают инструменты  со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет  способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

В 2011 - 2013 годах предусматривается  значительный рост государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние  пределы государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года -1 678,8 млрд. рублей [3].

К концу 2013 года долг по гарантиям  составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.

Таким образом, можно констатировать факт, что объем государственного долга  Российской Федерации увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года - 55,6 млрд. долларов США.

Необходимо отметить также, что  увеличение   государственного долга произойдет в основном за  счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году  до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.

 

2.3 Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов

Информация о работе Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения