Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучить экономическое содержание, сущность, функции и формы государственного кредита;
2) оценить современное состояние государственного кредита в России;
3) выявить основные тенденции развития государственного кредита в России;
4) проанализировать динамику и структуру государственного кредита в России.
5) рассмотреть направления денежно – кредитной политики в России;
6) исследовать современные проблемы государственного кредита;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………….…..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА …………………………………………………………………………6
Сущность и причины государственного кредита……………………………6
Характеристика функций государственного кредита ……………………..10
1.3 Классификация форм государственного кредита………………………….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ…………………………......19
2.1 Оценка основных тенденций развития государственного кредита в России…………………………………………………………………………….19
2.2 Оценка динамики и структуры государственного кредита в России…….24
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики в России………...32
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ………………………………………………………………………..36
3.1 Современные проблемы государственного кредита в России………..…36
3.2 Пути и решения проблем государственного долга России……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

курсовая. ГОСУДАРС КРЕДИТ.docx

— 465.60 Кб (Скачать документ)

  – бороться с коррупцией и сокращать абсолютные  характеристики  «бегства капитала»;

 – содействовать ускорению темпов  накопления  национального капитала;

 – поскольку внешние займы ведут к   экономической   зависимости   от кредиторов;

 – стимулировать  экономический  рост,  усиливая  роль   государства   в инвестиционном процессе и обновлении основного капитала [17].

    Второе направление деятельности  – рыночное управление  внешним   долгом.

За годы реформ в  результате  ряда  реструктуризаций  задолженность бывшего СССР переоформлена в активно торгуемый рыночный  инструмент  с развитой депозитарно-расчетной системой, более трети вновь возникшего  российского долга также относятся к традиционным  рыночным  активам – еврооблигациям.

Третьей задачей государства является упорядочение отношений с  внешними кредиторами и установление  новых  графиков  платежей  по  долгам  с  учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В принципе,  именно  в этом  и  состояла  основная  цель  политики,  проводимой  в  последние  годы правительством РФ в области управления внешней  задолженностью [19].

Необходимой предпосылкой обеспечения  благоприятных  условий

урегулирования внешнего  долга  является создание убедительной  программы  действий,  ориентированной  на  продолжение рыночных реформ   в   России, улучшение инвестиционного  климата,  укрепление демократических  институтов. Реализация программы должна содействовать восстановлению  платежеспособности страны на базе возобновления экономического  роста  как  условия  укрепления доверия кредиторов и инвесторов. Программа должна состоять из двух ключевых частей:

      – перспективный бюджет, в котором на период как минимум три года         предусматривался бы первичный профицит не менее 3-4%  ВВП. Такой         бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства         рассчитываться по долгам;

    – план структурных реформ,  включающий меры по улучшению         инвестиционного климата,  реструктуризации  предприятий,  а   также         реформы в социальной  сфере,   которые   позволили   бы   повысить        эффективность   использования   инвестируемых   средств,   уменьшить         обязательства государства и тем самым создать реальные  предпосылки         для снижения налогов и повышения деловой активности [22].

Путем решение сокращение внешнего долга может быть выплата из Стабилизационного  фонда.

Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» и проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» предполагается аккумулирование в Стабилизационном фонде средств финансового резерва и суммы превышения доходов над расходами по результатам исполнения

Федерального бюджета. Рост золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда представлен на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Рост золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда

 

Опыт ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла  и др.) показывает, что правительства  государств, имеющих сырьевую специализацию  экспорта и подверженных влиянию  мировой конъюнктуры, имеют возможность  воспользоваться периодами высоких  цен на сырье для накопления временных  избыточных доходов путем создания стабилизационного фонда или  фонда будущих поколений. Средства такого фонда могут быть использованы для поддержания реального уровня расходов государственного бюджета  и погашения внешнего долга в  неблагоприятные периоды или  после истощения природных ископаемых.

Существующие в различных странах  мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет “избыточных” (по отношению к определенному  национальным законодательством уровню) или дополнительных (в случае более  высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно  можно разделить на три типа:

  • стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);
  • фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);
  • бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

Первые два типа фондов связаны  с аккумулированием тем или иным образом части доходов от экспорта природных ископаемых или других невыполняемых ресурсов. Основное различие между данными типами фондов заключается  в целях создания фондов: непосредственно  стабилизационные фонды создаются  для сглаживания колебаний в  доходах и расходах государственного бюджета, дополнительного финансирования государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды  будущих поколений рассчитаны на их использование после того, как  месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных платежей населению территорий, на которых ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды выполняют смешанные роли (например, в канадской провинции Альберта, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии и Папуа - Новая Гвинея).

Последний тип фондов служит для  аккумулирования доходов в годы профицита государственного бюджета, а также доходов от дополнительных источников (например, доходов от приватизации). Целью создания таких фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада или неблагоприятной конъюнктуры  на мировых сырьевых рынках [24].

Данные подтверждают, что такой  рост стабилизационного фонда экономически не оправдан, так как он не идет на развитие экономики страны, но использование  часть средств даст возможность  погасить внешний долг, и тем самым  уменьшить бремя на бюджет страны.

Существуют значительные резервы  для повышения эффективности  государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:

а) обеспечить реальную защиту прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;

б) повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

в)для пробуждения реального интереса физических и юридических лиц к кредитным операциям государства целесообразно не только защищать  интересы  кредиторов, но и максимально  разнообразить  условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности  облигаций);

г) расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям  государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;

д) перейти при реализации государственных ценных   официального курса к рыночному, определяемому  на основе реального спроса на фондовые ценности;

е) осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций  на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских  ссуд;

ж) отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах: срочности, платности, возвратности [11,177].

Таким образом, изучив в третьей  главе все положительные и отрицательные стороны заимствования государством денежных средств для преодоления дефицита бюджета, можно прийти к выводу, что преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей.

Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих  реальной финансовой базы. Не исключается  привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключительной части хотелось бы коснуться тенденций развития кредита  в современных условиях, роли кредита  в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в  кредитной системе развитых стран  произошли изменения, к числу  которых можно отнести быстрое  развитие финансовых рынков, на которых  мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "секьюритизации". В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.

Нужно сказать, что сейчас особое место  занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых  кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом  финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые  отличаются тем, что они не привязаны  к торговой сделке, да и сама система  кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация  кредитных систем развитых стран.

В нашей стране необходимо активно  развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.

Назначение же государственного кредита  проявляется в первую очередь  в том, что он является средством  мобилизации в руках государства  дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от31.07.1998 N 145-ФЗ ст.98
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ ст.121
  3. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
  4. Глущенко А.С. Финансы: Учебное пособие. – 3-е издание, дополненное и перераб. – Х.: ХНУ, 2008. – 158 с. 
  5. Кузнецова Е. И. Деньги, Кредит, Банки : Учебное пособие. – 2-е издание, – М.: ЮНИТИ, 2010. –565 с.
  6. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Финансы: Учебное пособие , 2012. - 320с.    
  7. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е издание, – М.: ИНФРА-М, 2004. – 543 с.       
  8. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебное пособие. – М.:2003. – 225 с.
  9. Подъяблонская  Л. М. Финансы: Учебник . – М.: ЮНИТИ, 2011. –407 с.
  10. Попова Г. Б. Государственный кредит и госдолг: Учебное пособие / РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/ Д, 2004. – 269 с.
  11. Тарасов В. И. Деньги, Кредит, Банки : Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.   – 512 с.
  12. Теория финансов: Учебное пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фиксенко, Т.Е.Бондарь и др. – 2-е издание, – Мн.: Выш. шк, 1999. – 368 с.
  13. Фетисов В. Д. Бюджетная система Российской Федерации : Учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2003. –367 с.
  14. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 527 с.
  15. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М. В. Романовский и др., под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт , 2006. – 543 с.
  16. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие для вузов / Н. Ф. Самсонова; под ред. Н. Ф Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 302 с.
  17. Балабанов В., Гончаров П. Состояние рынка государственных долгов //  Российский экономический журнал. – 2010. – №10. –с. 39
  18. Борисов С. М. Внешние долги России  // Деньги и кредит. – 2008. –№8. –с.19-23
  19. Воложинская М. О. К вопросу о внешней задолженности России // Финансы. –2009. – №4. – с. 58-59
  20. Карташов А. В. Государственный кредит и его формы // Право и государство. – 2009. –№9. – с.122-127
  21. Махмутова Э. Х. Законодательная база управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2010. –№5. – c.22
  22. Ясин Е., Гавриленков Е. О проблеме урегулирования внешнего долга России // Вопросы экономики. –2010. –№5. –с.71-77
  23. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru
  24. Счетная палата Российской Федерации //www.ach.gov.ru/bulletins
  25. Центральный банк Российской Федерации //www.cbr.ru

Информация о работе Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения