Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Задачи работы:
1) изучить экономическое содержание, сущность, функции и формы государственного кредита;
2) оценить современное состояние государственного кредита в России;
3) выявить основные тенденции развития государственного кредита в России;
4) проанализировать динамику и структуру государственного кредита в России.
5) рассмотреть направления денежно – кредитной политики в России;
6) исследовать современные проблемы государственного кредита;
ВВЕДЕНИЕ………………………………...………………………………….…..3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА …………………………………………………………………………6
Сущность и причины государственного кредита……………………………6
Характеристика функций государственного кредита ……………………..10
1.3 Классификация форм государственного кредита………………………….14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ…………………………......19
2.1 Оценка основных тенденций развития государственного кредита в России…………………………………………………………………………….19
2.2 Оценка динамики и структуры государственного кредита в России…….24
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики в России………...32
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ………………………………………………………………………..36
3.1 Современные проблемы государственного кредита в России………..…36
3.2 Пути и решения проблем государственного долга России……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………..49
В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По характеру выплаты дохода
государственные займы
По процентным займам доход устанавливается
в виде заемного процента. При этом
может устанавливаться как
Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход, таким образом, получают не все кредиторы, а только, те, чьи облигации выиграли.
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном [13, 138].
По характеру погашения
В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
Источниками
погашения государственных
а) доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
б) дополнительные поступления от налогов;
в) экономия средств от сокращения расходов;
г) эмиссия денег;
д) привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга) [20, 122].
Таким образом, в первой главе мы рассмотрели экономическое содержание и сущность государственного кредита.
Выяснили, что государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.
Государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход направлен на создание
благоприятных условий для
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ
2.1 Оценка
основных тенденций развития
государственного кредита в
Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Россия в современных
условиях выступает
Такое состояние, на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.
Практически Россия может ежегодно
выплачивать своим кредиторам не
более 2,5 миллиардов долларов в год,
что приблизительно равно сумме
ежегодных процентов по внешней
задолженности. В 1993 году Парижский
клуб (объединяет всех государственных
кредиторов на международном уровне)
и Лондонский клуб (объединяют частных
кредиторов, преимущественно
Таблица 1 – Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Срок, с которого установлена ставка |
Размер ставки рефинансирования |
Документ, в котором сообщена ставка |
c 26 декабря 2011 г. |
8 |
Указание ЦБ РФ от 23.12.2011 N 2758-У |
с 3 мая 2011 г. |
8,25 |
Указание ЦБ РФ от 29.04.2011 N 2618-У |
с 28 февраля 2011 г. |
8 |
Указание ЦБ РФ от 25.02.2011 N 2583-У |
с 1 июня 2010 г. |
7,75 |
Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У |
с 30 апреля 2010 г. |
8 |
Указание ЦБ РФ от 29.04.2010 N 2439-У |
с 29 марта 2010 г. |
8,25 |
Указание ЦБ РФ от 26.03.2010 N 2415-У |
с 24 февраля 2010 г. |
8,5 |
Указание ЦБ РФ от 19.02.2010 N 2399-У |
В итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долг России останется скорее всего на уровне 1993 года. В то же время ряд российских коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России не прекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные [18].
В течение 1999 года Министерство финансов
РФ осуществляло гибкую политику управления
государственным долгом, направленную,
прежде всего, на оптимизацию объема
новых заимствований для
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга в 1994-1998гг, отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Объем и структура государственного долга РФ
Государственный Долг |
На 1 января года | ||||
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
Внутренний , трлн. руб1. |
17,2 |
88,4 |
196,8 |
372,6 |
499,6 |
Внешний, трлн. руб. / млрд. дол. США, в том числе: |
140.5/ 112,7 |
425,6/ 119,9 |
558,6/ 120,4 |
695,0/ 125,0 |
779,6/ 130,8 |
Долг бывшего СССР |
129,3/ 103,7 |
385,5/ 108,6 |
477,9/ 103,0 |
560,5/ 100,8 |
582,9/ 97,8 |
Долг РФ |
11,2/ 9,0 |
40,1/ 11,3 |
80,7/ 17,4 |
134,5/ 24,2 |
196,7/ 33,0 |
Внутренний в % к ВВП |
10,0 |
14,0 |
13,4 |
18,1 |
19,3 |
Внешний в % к ВВП |
61,3 |
43,0 |
33,7 |
28,9 |
30,1 |
В начале 1998 года общий уровень долговой нагрузки составлял 49,4% к ВВП. В результате девальвации рубля 17 августа прошлого года произошел рост государственного долга с 52% до 120% к ВВП. Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное же состояние своих внешних финансов (например, Мексика и др.) свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на многие годы становится весьма проблематичным [18].
Можно выделить следующие
особенности, связанные с
1) государственный долг России увеличивается в целом за квартал на 30 млрд.;
2) на государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.;
3) Центральный банк сконцентрировали свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка;
4) отсутствует средне - и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации;
5) рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства;
6) понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами [25].
Информация о работе Государственный кредит в России: сущность, формы, причины применения