Государственный внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Государственный внешний долг……………………………………...5
1.1 Сущность и понятие……………………………………………………..5
1.2 Управление государственным долгом…………………………………6
1.3 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ…..7
2. Роль государственного долга в рыночной экономике…………….12
2.1 Классический подход…………………………………………………...12
2.2 Альтернативный подход……………………………………………….13
3. Формирование внешнего государственного долга………………..15
3.1 Первые государственные займы………………………………………15
3.2 Состояние и динамика государственного долга……………………..17
3.3 Формирование современной структуры государственного долга…20
4. Анализ состояния и динамики государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….24
4.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ………………...24
4.2 Расходы на обслуживание государственного долга РФ…………….25
5. Направления совершенствования управлением государственным долгом……………………………………………………………………31
5.1 Приоритеты и инструменты долговой политики…………………….31
5.2 Государственная гарантийная поддержка……………………………32
5.3 Взаимодействие с многосторонними банками развития…………….33
5.4 Предложения по оптимизации государственного долга……………34
Заключение…………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам моя.docx

— 155.38 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

     Введение……………………………………………………………………..2

  1. Государственный внешний долг……………………………………...5
    1. Сущность и понятие……………………………………………………..5
    2. Управление государственным долгом…………………………………6
    3. Основные проблемы управления государственным долгом в РФ…..7
  2. Роль государственного долга в рыночной экономике…………….12
    1. Классический подход…………………………………………………...12
    2. Альтернативный подход……………………………………………….13
  3. Формирование внешнего государственного долга………………..15
    1. Первые государственные займы………………………………………15
    2. Состояние и динамика государственного долга……………………..17
    3. Формирование современной структуры государственного долга…20
  4. Анализ состояния и динамики государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….24
    1. Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ………………...24
    2. Расходы на обслуживание государственного долга РФ…………….25
  5. Направления совершенствования управлением государственным долгом……………………………………………………………………31
    1. Приоритеты и инструменты долговой политики…………………….31
    2. Государственная гарантийная поддержка……………………………32
    3. Взаимодействие с многосторонними банками развития…………….33
    4. Предложения по оптимизации государственного долга……………34

Заключение…………………………………………………………………41

Список используемой литературы……………………………………...44

Приложения

 

 

Введение

 

     Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

     Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.

     Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования.

     Внешний долг возникает и при переливе капитала из одной страны в другую. Капитал стремится туда, где устойчивы прибыли, ниже риски инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства для нерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных ценных бумаг. Но риск присутствует всегда. Так, в 1917г. в России были аннулированы долговые обязательства царского правительства.

     Социальная  политика государства связана  с его дополнительными расходами. Социально-экономические преобразования, реформы государственного управления, экономического, политического устройства являются дорогостоящими. Для их реализации государство вынуждено осуществлять заимствования. Для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссия процентных кредитных, доходных банковских билетов государственными банками.

     Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой. Государственный долг влияет на экономический рост, уровень инфляции, денежное обращение, ставки рефинансирования, объемы инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, снижению экономического роста.

     Когда заимствования выходят за рамки возможностей государства, это вызывает необходимость сокращения расходов на инвестиционные, социальные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

      Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

     Актуальность  рассматриваемой темы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего, перед иностранными кредиторами, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определённой экономической его независимости.

     Государственный  долг и его рост, как было  сказано выше, оказывает сильное  влияние на функционирование  экономики, и в этом плане  видятся две опасности: возможность  банкротства нации и опасность  переложения долгового бремени  на будущие поколения. Кроме  того, принимая во внимание возможные попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней да и внутренней политики.

     Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

     В экономической литературе тема государственного долга России является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику РФ не существует. Предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны. Следует отметить, что точные суммы перечислений по обслуживанию и погашению внешнего долга России недоступны даже в Минфине, так как разными долгами занимаются различные подразделения и информацию никто официально не сводит. Для поддержания финансовой стабильности государства необходимы не только законодательство, регулирующее вопросы публичных заимствований, и органы исполнительной власти, реализующие требования этих правовых норм, но и система действенного финансового контроля и аудита эффективности состояния государственного долга и управления им.

     Очевидно, что именно несогласованность оценок и экономических воззрений авторов позволяет разрабатывать новые рекомендации по совершенствованию управления государственным долгом.

     Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики  и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

     Основные задачи исследования:

–    раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

–    проведение исследований в области истории заимствований России;

–    анализ современного состояния внешнего долга РФ;

–    оценка влияния государственного долга на экономику России;

–    исследование путей совершенствования управления госдолгом

     Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический.

 

 
 

 

    

 

 

 

 
 
 

  

 

 

 

  1. Государственный внешний долг

    1. Сущность и понятие

     В Бюджетном кодексе дано следующее определение: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ".

     Во внешний долг включаются обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по основной сумме госдолга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченных процентов.

     Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

     Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные1.

     Государственным внешним долгом  РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.

     Внешний государственный долг  РФ включает в себя:

-   задолженность по  кредитам правительств иностранных  государств (в том числе официальным  кредиторам Парижского клуба  и бывшим странам СЭВ);

- задолженность по кредитам  иностранных коммерческих банков  и фирм (кредиторы Лондонского  клуба);

-   задолженность по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР);

-  государственные ценные  бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

     В структуре  внешнего долга преобладают нерыночные  долговые инструменты – лишь  одна треть долга секьютиризирована.

    Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов. 

 

 

    1. Управление государственным долгом

 

     Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

     Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

     Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

Информация о работе Государственный внешний долг РФ