Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Государственный внешний долг……………………………………...5
1.1 Сущность и понятие……………………………………………………..5
1.2 Управление государственным долгом…………………………………6
1.3 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ…..7
2. Роль государственного долга в рыночной экономике…………….12
2.1 Классический подход…………………………………………………...12
2.2 Альтернативный подход……………………………………………….13
3. Формирование внешнего государственного долга………………..15
3.1 Первые государственные займы………………………………………15
3.2 Состояние и динамика государственного долга……………………..17
3.3 Формирование современной структуры государственного долга…20
4. Анализ состояния и динамики государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….24
4.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ………………...24
4.2 Расходы на обслуживание государственного долга РФ…………….25
5. Направления совершенствования управлением государственным долгом……………………………………………………………………31
5.1 Приоритеты и инструменты долговой политики…………………….31
5.2 Государственная гарантийная поддержка……………………………32
5.3 Взаимодействие с многосторонними банками развития…………….33
5.4 Предложения по оптимизации государственного долга……………34
Заключение…………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………...44
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).
Динамика объёма и структуры внешнего долга РФ представлены в таблице 8 (Приложение 6).
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 21,7 % в 2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.
Предусматривается снижение в 2011 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.
В течение 2011 - 2013 годов Правительство Российской Федерации должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012 год), также будет завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.
В государственной долговой книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года.
Динамика
бюджетных ассигнований на
Доля процентных расходов относительно ВВП возрастает с 0,8 % в 2011 году до 0,97 % в 2013 году.
Увеличение процентных расходов обусловлено, прежде всего, увеличением планируемых для финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые в 2011 году составят 91,3 млрд. рублей (3 млрд. долларов США), что на 8,3 % больше, чем в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом.
Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода. Применяемые Минфином России в расчетах процентных расходов по кредитам МФО и правительств иностранных государств процентные ставки на 2011 - 2013 годы составят: LIBOR - 3,2 %, 5,0 % и 5,9 % соответственно; EURIBOR - 3,0 %, 4,4 % и 3,7 % соответственно.
Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012 году 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013 году -106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).
Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году - 693,0 млн. долларов США и в 2013 году - 1 142,8 млн. долларов США.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 - 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей (185,2 млн. долларов США), 6,7 млрд. рублей (218,9 млн. долларов США), в 2013 году - 6,8 млрд. рублей (217,9 млн. долларов США) соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 - 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО: по долларам США на 12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6 процентного пункта против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2010 года.
В процентных
расходах расходы на
Консолидированный внешний долг Российской Федерации (далее - консолидированный внешний долг), по данным Банка России, на 1 июля 2010 года составлял 456,1 млрд. долларов США и сократился за первое полугодие 2010 года на 11,1 млрд. долларов США, или на 2,4 %.
Динамика консолидированного внешнего долга в 2008 - 2010 годах приведена на рисунке 5 (Приложение 9).
Анализ показывает, что внешний долг органов государственного управления
увеличился за первое полугодие
2010 года на 4,2 млрд. долларов США, или
на 13,4 %, что обусловлено осуществлением
государственных внешних
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за первое полугодие 2010 года сократился на 2,7 млрд. долларов США, или на 16,4 %.
Наметилась тенденция сокращения внешней задолженности банков, которая за 2009 год сократилась на 23,5 %, за первое полугодие 2010 года - на 5,1 млрд. долларов США, или на 4 %.
Внешний долг нефинансового сектора экономики (прочие сектора) за первое полугодие 2010 года сократился на 7,5 млрд. долларов США, или на 2,6 %.
Консолидированный внешний долг за первое полугодие 2010 года относительно ВВП сократился на 4,4 процентных пункта с 36,1 % ВВП до 31,7 % ВВП, что не превышает допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение - 60 %).
Объем консолидированного внешнего долга в период с 1 января 2009 года по 1 апреля 2010 года превышал объем международных резервов Российской Федерации, по состоянию на 1 июля 2010 года его объем стал меньше на 5,1 млрд. долларов США, или на 1,1 %, объема международных резервов Российской Федерации.
Динамика консолидированного внешнего долга и международных резервов Российской Федерации приведена на рисунке 6 (Приложение 10).
Корпоративный внешний долг на начало 2009 года составлял 448,3 млрд. долларов США, к началу 2010 года сократился до 425,7 млрд. долларов США и до 416,7 млрд. долларов США по состоянию на 1 июля 2010 года.
В структуре внешней задолженности как государственного сектора в расширенном определении, так и частного сектора преобладают долгосрочные обязательства, их доля в общем объеме задолженности составляет по состоянию на 1 июля 2010 года 92,7 % и 87,4 % соответственно.
Наличие значительного внешнего долга у организаций различных секторов российской экономики привело к необходимости выделения около 11 млрд. долларов США из международных резервов Российской Федерации в целях предоставления кредитов в иностранной валюте ряду организаций для погашения и обслуживания иностранных долговых обязательств. Объем задолженности по указанным кредитам на 1 апреля 2010 года составил 6,8 млрд. долларов США (заемщики: UC RUSAL Ltd, ECO Telecom Ltd., Evraz Group S.A. и ОАО «Газпром нефть»), оставшиеся кредиты пролонгированы на 1 год.
Таким образом, рост консолидированного внешнего долга не только повышает зависимость экономики от внешней конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового положения страны, отрицательно сказывается на макроэкономических показателях страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности19.
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
- поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;
- дальнейшее развитие
национального рынка
- обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;
- поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора, в том числе ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).
Период 2010 –
2011 гг. отличается постепенным
- два выпуска облигаций внешних облигационных займов с погашением в 2015 и 2020 годах на общую сумму 5,5 млрд. долл.США;
- впервые в истории
основной и дополнительный
Размещение
суверенных еврооблигаций в
Кроме того,
заимствования на внешних
В целях
сохранения присутствия России
как суверенного заёмщика на
международных рынках капитала
и поддержания постоянного
- осуществлять размещения
еврооблигаций Российской
- формировать репрезентативную
кривую доходности
- ограничивать размещение
на международном рынке
- создавать предпосылки
для привлечения долгосрочных
инвесторов, диверсифицированных по
типам и географическому
- поддерживать постоянный
диалог с широким кругом
Условия государственных гарантий, предоставляемых в период 2009-2011 гг., таковы, что возврат средств федерального бюджета, использованных в случае их исполнения, трудно прогнозируем. Существует вероятность возникновения невозмещаемых расходов.
С точки зрения рисков федерального бюджета немаловажное значение имеет тот факт, что исполнение государственных гарантий происходит независимо от результатов реализации проектов, в поддержку которых гарантии предоставлялись. Получатели государственной гарантийной поддержки не несут каких-либо обязательств и ответственности в связи с реализацией или неэффективной реализацией поддерживаемых государством проектов.
В целях повышения эффективности инструмента государственных гарантий, а также управления рисками бюджета, связанными с их предоставлением, при оказании государственной гарантийной поддержки намерены в дальнейшем исходить из следующих основных принципов:
1) установление единых подходов для предоставления госгарантий с общими «родовыми признаками» (отрасль экономики, регион, рынок и т.п.), вне зависимости от объекта государственной поддержки, отход от практики предоставления уникальных, нестандартных гарантий;