Государственный внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Государственный внешний долг……………………………………...5
1.1 Сущность и понятие……………………………………………………..5
1.2 Управление государственным долгом…………………………………6
1.3 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ…..7
2. Роль государственного долга в рыночной экономике…………….12
2.1 Классический подход…………………………………………………...12
2.2 Альтернативный подход……………………………………………….13
3. Формирование внешнего государственного долга………………..15
3.1 Первые государственные займы………………………………………15
3.2 Состояние и динамика государственного долга……………………..17
3.3 Формирование современной структуры государственного долга…20
4. Анализ состояния и динамики государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….24
4.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ………………...24
4.2 Расходы на обслуживание государственного долга РФ…………….25
5. Направления совершенствования управлением государственным долгом……………………………………………………………………31
5.1 Приоритеты и инструменты долговой политики…………………….31
5.2 Государственная гарантийная поддержка……………………………32
5.3 Взаимодействие с многосторонними банками развития…………….33
5.4 Предложения по оптимизации государственного долга……………34
Заключение…………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам моя.docx

— 155.38 Кб (Скачать документ)

2) распределение рисков  между государством и участниками  сделки (проекта), которой оказывается гарантийная поддержка;

3) оказание гарантийной  поддержки при условии удовлетворительного финансового состояния принципалов, по обязательствам которых предоставляются госгарантии (соблюдение указанного условия не предусмотрено, например, правилами предоставления гарантий по инвестпроектам и гарантий для реализации государственного оборонного заказа);

4) наличие обеспечения  возвратности средств, использованных  на исполнение госгарантий (например, по гарантиям по инвестпроектам не предусмотрено обеспечение права регрессного требования Российской Федерации к принципалу);

5) соблюдение определенных  ограничений получателями государственной поддержки на период действия госгарантий (например, отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту), а также установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых государством проектов.

     Меры аналогичного характера планируется принять и в сфере планирования бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий. В частности, предлагается предусматривать в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год следующие ассигнования:

– по фактически выданным госгарантиям – до 100% суммы возможного исполнения;

– по планируемым к представлению  госгарантиям – в существенно  меньшем объеме, с последующим  оперативным внесением (в случае необходимости) изменений в федеральный  закон о федеральном бюджете, предусматривающих увеличение бюджетных  ассигнований до 100% суммы возможного исполнения21.

 

 

5.3 Взаимодействие с многосторонними  банками развития

     Начиная с 2002 г., Российская Федерация отказалась от привлечения финансовых (бюджетозамещающих) займов международных финансовых организаций (МФО), сосредоточившись на совместной с многосторонними банками развития (МБР) реализации проектов в приоритетных сферах и отраслях российской экономики. Основа взаимодействия – инвестиционные займы со значительной долей российского софинансирования.

     За прошедший период доля обязательств по кредитам МФО в структуре государственного долга Российской Федерации последовательно снижалась, достигнув, по состоянию на 1 июня 2011 г 1,8% (80,4 млрд. руб. или 2,6 млрд.

долл. США). В составе привлекаемых Российской Федерацией заемных средств на кредиты МФО приходится не более 0,4%. В период 2012-2014 гг. объем таких заимствований будет оставаться на незначительном уровне, не превышая в среднем 300 млн. долл. США в год.

     Помимо сокращения объемов заимствований у МБР особенностью текущего взаимодействия Российской Федерации с этими институтами является значительное увеличение доли российского софинансирования совместных проектов. Так, за период 2005-2011 гг. первоначально согласованные в соглашениях о займах объемы бюджетного софинансирования были пересмотрены в сторону увеличения, в среднем на 50%. В отдельных случаях объемы российского софинансирования возросли в 2-6 раз.

     В настоящее время в рамках соглашений о займах с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Северным инвестиционным банком (СИБ) реализуется 12 проектов на общую сумму 2,3 млрд. долл. США. Они направлены на решение задач в области модернизации казначейской системы Российской Федерации, информационной системы таможенных органов, модернизации и технического перевооружения учреждений и организаций Росгидромета, реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Калининград, развития систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственной статистики, поддержки судебной реформы, экономического развития г. Санкт-Петербурга, сохранения и использования культурного наследия России и др. Кроме того, в 2011 г. в развитие выдвинутой Россией в рамках представительства в «Группе восьми» международной инициативы подписано соглашение с МБРР о займе на реализацию проекта в сумме 113 млн. долл. США по содействию повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации.

 

 

5.4  Предложения по оптимизации государственного долга

 

     В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом можно выделить предложения по созданию унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:

- повысить эффективность  государственных заимствований; 

- оптимизировать структуру  государственного долга; 

- сократить риски, связанные  с осуществлением заимствований; 

- совершенствовать правовые  основы управления государственным  долгом;

- создать единую структуру,  в полномочия которой будет  входить управление государственным  долгом;

- разработать единую систему  учета государственного долга; 

- создать единую централизованную  систему анализа и управления  исками заимствований; 

- разработать единую систему  стратегического планирования государственного  долга; 

- создать систему взаимодействия  с денежно-кредитной и валютной  политикой; 

- разработать систему  учета долговых обязательств  региональных и муниципальных  властей, а также заимствований  негосударственного сектора экономики. 

     В процессе реформы необходимо четко разграничить полномочия различных органов государственной власти, управляющих государственным долгом, и разработать порядок их взаимодействия. В данной сфере запланировано следующее распределение полномочий между различными органами государственной власти.

     Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на кратко- и среднесрочную перспективы.

Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете верхний  предел государственного долга.

     Правительство Российской Федерации организует систему оперативного управления государственным долгом, утверждает источники и параметры заимствований.

     Центральный банк Российской Федерации согласует вопросы политики управления государственным долгом с денежно-кредитной и валютной политикой;

     Министерство финансов Российской Федерации осуществляет заимствования от имени Правительства Российской Федерации, реализует правительственную долговую стратегию, обеспечивает бюджетное планирование в части государственного долга.

     Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации анализирует эффективность проектов, источниками финансирования которых являются внешние займы.

     Федеральное агентство по управлению государственным долгом участвует в реализации годовых программ в области управления государственным долгом и финансовыми активами, а также в переговорах с кредиторами Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий, осуществляет по поручению Минфина России перевод средств на обслуживание и погашение долга, ведет аналитический учет государственных долговых обязательств и финансовых активов, связанных с долговыми операциями.

     Факт использования внешних заимствований в качестве универсального механизма решения финансовых проблем любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность использовать в управлении внешним долгом опыт других стран наряду с какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными словами, в выработке общей стратегии решения проблемы внешнего долга могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы.

     Так, весьма распространенным в мировой практике управления внешним долгом является применение моделей формирования оптимального долгового портфеля, позволяющего снизить риски и стоимость обслуживания долга.

     Важное место в системе мер по управлению внешним долгом занимает также такой инструмент, как проведение специальных приватизационных программ. Существуют разнообразные варианты таких программ, но все они имеют общей целью пополнение доходов государства с тем, чтобы в последствие направить их на погашение и обслуживание внешнего долга.

     Действенным инструментом управления внешним долгом является его реструктуризация. Однако по условиям Парижского клуба возможность реструктуризации и секьюритизации ограничена лишь суммой эквивалентной 20% задолженности, что, естественно, не решает всех проблем.

     Что же касается специфических для России подходов, то, решение долговой проблемы возможно за счет использования задолженности иностранных государств бывшему СССР. Один из вариантов - взаимозачетная схема: Россия за долги переуступает Парижскому клубу права требования по долгам третьих стран.

     При осуществлении политики управления внешним долгом необходимо постоянно иметь «в поле зрения» такие показатели, как, соотношение внешнего и внутреннего долга и величину предельно допустимого уровня внешнего долга на планируемый период по отношению к уровню бюджетных доходов. В связи с этим необходимо четко определить функции и полномочия всех органов власти, которые имеют отношение к управлению внешним долгом, с тем, чтобы максимально эффективно привлекать и расходовать заемные средства22.

     До недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности считались новые международные займы.

     В настоящее время платежеспособность России, во всяком случае на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

     Но если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в патовую ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.

      Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

     Рассмотрим и другие резервы платежеспособности. Например, положительное сальдо торгового баланса. Оно включает в себя экспертную оценку «челночного» импорта, находящегося вне таможенного учета, что составляет четверть всего товарного импорта. Кроме того, платежный баланс составляется по методу регистрации сделок на момент операции, а не на момент расчета, поэтому статистические объемы экспорта не соответствуют фактическому поступлению валютной выручки.

     К резервам платежеспособности можно отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, привлечение иностранных кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также использование золотовалютных резервов.

     Таким образом,  в процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1. Поддержание внешнего  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны.

2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

3. Минимизации стоимости  долга за счёт удлинения срока  заимствований и снижения доходности.

4. Своевременное и полное  выполнение обязательств с целью  избежать начисления штрафов  за просрочки и обеспечить  стране репутацию первоклассного  заёмщика.

5. Обеспечение эффективного  целевого использования привлечённых  средств. 

6. Обеспечение предсказуемости  и стабильности рынка долговых  обязательств.

     Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

- отказ от привлечения  международных кредитов на государственном  уровне;

- разработка комплексной  и ясной нормативной базы по  вопросам внешних заимствований;

Информация о работе Государственный внешний долг РФ