Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Государственный внешний долг……………………………………...5
1.1 Сущность и понятие……………………………………………………..5
1.2 Управление государственным долгом…………………………………6
1.3 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ…..7
2. Роль государственного долга в рыночной экономике…………….12
2.1 Классический подход…………………………………………………...12
2.2 Альтернативный подход……………………………………………….13
3. Формирование внешнего государственного долга………………..15
3.1 Первые государственные займы………………………………………15
3.2 Состояние и динамика государственного долга……………………..17
3.3 Формирование современной структуры государственного долга…20
4. Анализ состояния и динамики государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….24
4.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ………………...24
4.2 Расходы на обслуживание государственного долга РФ…………….25
5. Направления совершенствования управлением государственным долгом……………………………………………………………………31
5.1 Приоритеты и инструменты долговой политики…………………….31
5.2 Государственная гарантийная поддержка……………………………32
5.3 Взаимодействие с многосторонними банками развития…………….33
5.4 Предложения по оптимизации государственного долга……………34
Заключение…………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………...44
Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс. Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг.
Актуальной проблемой долговой политики в условиях антикризисного управления бюджетными средствами является осуществление заимствований, соответствующих потребностям государства и учитывающих его ресурсные возможности. Представляется, что на современном этапе развития российской экономики существует необходимость перехода от заимствований на рынке государственных ценных бумаг, не имеющих целевого характера, к заимствованиям целевого назначения. Такими займами могут быть, например, займы рефинансирования долга, займы для обеспечения особо значимых социальных программ и т. п. Кроме того, в целях аудирования эффективности использования средств, полученных от размещения государственных ценных бумаг, а также выявления целесообразности самих заимствований, в бюджетном законодательстве следует закрепить цели долговой политики государства.
Должны быть также определены основные условия эффективного использования полученных государственных заимствований.
В качестве первого условия можно принять следующее: при одинаковом уровне налоговых поступлений в ВВП должен происходить абсолютный прирост средств, могущих быть направленными на выплату государственного долга. Иными словами, чистая приведенная стоимость использования полученного кредита должна быть более нуля. Это как раз и означает то, что все финансовые потоки от инвестиций, связанных с привлечением дополнительных капиталов (рост объема долга) должны быть больше самой суммы государственного долга.
Следующей задачей долговой
политики должно стать обеспечение
надежного механизма перевода заемных
средств в инвестиции, создание барьеров
на пути их неэффективного и нецелевого
использования. Для того чтобы соблюдалось
второе условие эффективности
Успешная реализация положений Долговой стратегии РФ на среднесрочную перспективу в сочетании с благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктурой и устойчивым экономическим ростом в предшествующий докризисный период позволили существенно снизить объем государственного долга по отношению к ВВП, уровень которого в настоящее время находится на значительно меньшем уровне, чем в странах со схожими условиями развития.
Объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %. Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократилась по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составила 68,7 %.
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году.
Политика в области государственных внешних заимствований будет ориентирована на решение следующих задач:
- сохранение присутствия
России как суверенного
- поддержание кривой доходности
по государственным долговым
обязательствам в иностранной
валюте, необходимой для формирования
адекватных ориентиров для
Основными источниками
финансирования дефицита федерального
бюджета в 2011-13 гг. будут государственные
заимствования на внутреннем финансовом
рынке. В 2011г. предусматривается привлечение
внутренних заимствований в виде государственных
ценных бумаг в сумме 1709,9 млрд.руб.
Усиливаются риски для обеспечения
сбалансированности следующих бюджетных
циклов, поскольку в случае сохранения
сложившейся пропорции с доходами и расходами
федерального бюджета покрытие его дефицита
в долгосрочной перспективе может осуществляться
или за счет дальнейшего наращивания заимствований,
или за счет комплексных мер по увеличению
доходов федерального бюджета и оптимизации
расходов.
В течение 2011-13 гг. правительство РФ должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013г.), Францией (срок погашения 2011г.) и Турцией (срок погашения 2012г.), также будет завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.
Политика в области государственного долга РФ на 2011-13 гг. должна быть направлена на решение следующих задач:
- обеспечение безусловного
исполнения бюджетных
- развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг;
- минимизацию стоимости государственных заимствований;
- создание условий для
осуществления корпоративных
Таким образом, проблема
государственного долга на сегодняшний
день по-прежнему остается и является
одной из главнейших стратегических задач.
Размер госдолга
в абсолютном выражении не
дает полного представления о
состоянии экономики и
Объём, динамика
и структура государственного
внешнего долга Российской
Динамика объёмов
государственного внешнего
Структура внешнего долга РФ (%) на 01.09.2011 года представлена на рисунке 2 (Приложение 4), детализация структуры внешнего долга РФ (%) обозначена в таблице 7 (Приложение 4).
Государственный внешний долг РФ на 1 августа 2011г. составил 36 млрд. 777,8 млн. долл., или 25 млрд. 760,3 млн. евро, что на 8% меньше, чем на начало 2011г. Такие данные приводятся в материалах Министерства финансов РФ. За июль 2011г. внешний госдолг снизился на 67,4 млн. долл., или на 0,2%.
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, за январь-июль 2011г. снизилась на 15% - до 661,3 млн. долл. (463,2 млн. евро). Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба на 1 августа 2011г. составила 1 млрд. 484,1 млн. долл. (1 млрд. 39,5 млн. евро), что на 13,8% меньше, чем на начало 2011г.
Коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 августа 2011г. составила 59,5 млн. долл. (41,7 млн. евро), что на 6,6% больше, чем на начало 2011г.
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами - участниками Совета экономической взаимопомощи за 7 месяцев 2011г. увеличилась на 4,3% и на 1 августа 2011г. составила 1 млрд. 161,4 млн. долл. (813,5 млн. евро).
Задолженность перед международными финансовыми организациями за январь-июль 2011г. уменьшилась на 27,7% и на 1 августа 2011г. составила 2 млрд. 771,1 млн. долл. (1 млрд. 941 млн. евро). Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте на 1 августа 2011г. составила 795,8 млн. долл. (557,4 млн. евро), что на 12,9% меньше, чем на начало 2011г.
Задолженность по еврооблигациям РФ на 1 августа 2011г. составила 29 млрд. 820 млн. долл. (20 млрд. 886,8 млн. евро), что на 2% меньше по сравнению с началом года.15
Согласно законопроекту показатели государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) и их динамика в 2009 – 2011 годах соответствуют Основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, предусматривающим уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро (2 % ВВП), в плановом периоде сократится и составит на начало 2012 года 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро (1,7 % ВВП).
Абсолютный размер государственного внешнего долга в рублевом эквиваленте увеличился в основном вследствие изменения соотношения рубля к доллару США и составил на начало 2009 года – 997,2 млрд. рублей, на начало 2012 года – 1 145,2 млрд. рублей, то есть увеличится на 148 млрд. рублей, или на 14,8 %.
В связи с сокращением государственных внешних заимствований структура государственного внешнего долга претерпит изменения, увеличатся доли государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, и государственных гарантий, а доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО сократится.
Динамика структуры государственного внешнего долга представлена на рисунке 3 (Приложение 5)16.
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга (представлены в пояснительной записке к законопроекту) предусмотрены законопроектом в 2009 году в размере 68,7 млрд. рублей (2,78 млрд. долларов США), или 0,1 % ВВП, в 2010 году незначительно увеличатся на 0,7 % и составят 69,2 млрд. рублей (2,66 млрд. долларов США), в 2011 году сократятся до 68,7 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США).
В 2009 - 2011 годах сократится доля расходов на обслуживание государственного внешнего долга в общем объеме процентных расходов с 34,7 % в 2009 году до 22,3 % в 2011 году, относительно ВВП указанные расходы будут находиться на уровне 0,1 % ВВП.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, в 2009 году составили 3,7 млрд. рублей (150,5 млн. долларов США), что на 1,4 млрд. рублей, или на 27 %, меньше, чем в 2008 году (5,1 млрд. рублей). В 2010 – 2011 годах указанные расходы сократятся и составят 3,8 млрд. рублей (147,3 млн. долларов США) и 3,6 млрд. рублей (132,2 млн. долларов США) соответственно.
Выплаты процентов по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, составили в 2009 году 58,6 млрд. рублей (2,37 млрд. долларов США), что меньше на 9,6 %, чем в 2008 году, в 2010 году уменьшились на 0,2 % и составили 58,5 млрд. рублей (2,2 млрд. долларов США), в 2011 году составят 58,6 млрд. рублей (2,15 млрд. долларов США).
В 2009 - 2011 годах погашение и обслуживание более 70 % государственного внешнего долга будет осуществляться по «условным» графикам и в форме конверсионных операций (долг в обмен на товары). «Условные» графики приводят к разным оценкам процентных расходов. По этой причине, в частности, начисление процентов по задолженности перед Южной Кореей в 2009 году было предусмотрено в расчетах Минфина России в сумме 64,3 млн. долларов США, а в расчетах Счетной палаты – 40,7 млн. долларов США, т. е. разница составила 23,6 млн. долларов США.17