Государственный внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Государственный внешний долг……………………………………...5
1.1 Сущность и понятие……………………………………………………..5
1.2 Управление государственным долгом…………………………………6
1.3 Основные проблемы управления государственным долгом в РФ…..7
2. Роль государственного долга в рыночной экономике…………….12
2.1 Классический подход…………………………………………………...12
2.2 Альтернативный подход……………………………………………….13
3. Формирование внешнего государственного долга………………..15
3.1 Первые государственные займы………………………………………15
3.2 Состояние и динамика государственного долга……………………..17
3.3 Формирование современной структуры государственного долга…20
4. Анализ состояния и динамики государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….24
4.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ………………...24
4.2 Расходы на обслуживание государственного долга РФ…………….25
5. Направления совершенствования управлением государственным долгом……………………………………………………………………31
5.1 Приоритеты и инструменты долговой политики…………………….31
5.2 Государственная гарантийная поддержка……………………………32
5.3 Взаимодействие с многосторонними банками развития…………….33
5.4 Предложения по оптимизации государственного долга……………34
Заключение…………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам моя.docx

— 155.38 Кб (Скачать документ)

- создание единой системы  управления внешним долгом для  координации мер по снижению  уровня задолженности и обеспечения  более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

- согласование политики  по обслуживанию внешнего долга  с финансовой и экономической  политикой в целом, в особенности  с денежно-кредитной и валютной.

Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного  опыта, а именно:

- целесообразно радикально  пересмотреть советские долги  соцстранам, возникшие в результате  неэквивалентного обмена. Реструктуризации  должны действительно проводиться  на независимых принципах. К  сожалению, этого не произошло  в случае с Чехией: реструктуризация  была осуществлена на худших  по сравнению даже с Лондонским  клубом условиях;

- возможно применение  схемы реструктуризации "облигации-акции"  с соответствующими ограничениями  по списку предприятий, срокам  выплаты дивидендов и вывода  капиталов из РФ. Несмотря на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран - кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд. долл.;

- целесообразным представляется  эмиссия нестандартных финансовых  инструментов, например облигаций  с доходом, зависящим от мировых  цен на нефть. Подобные операции  могли бы сделать более эффективным  перераспределение доходов, получаемых  экспортёрами нефти от продажи  части национального богатства.  Наконец, допустимы сделки выкупа  долга на открытом рынке, ведущие  к сокращению общего объёма  государственного долга. 

     Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика "цена ошибки". В России эта цена непомерно высока.

     Свою точку зрения на проблему внешней задолженности высказал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, "проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один - реструктурировать долги, часть их списать. Надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику".                   Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают? ".

     На сегодняшний день в мировой практике не существует прецедента радикального решения проблемы внешней задолженности. Многочисленные реструктуризации, проведённые, например, в странах Латинской Америки, несколько смягчили проблему, однако до конца её так и не решили. Кризис внешней задолженности в Аргентине говорит о том, что даже самая жёсткая экономическая политика неспособна гарантировать погашение задолженности, превышающей половину ВВП, или (в расчёте на душу населения) уровень доходов за год огромного числа граждан страны. Внешний долг ещё долгое время будет оказывать крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему нашей страны. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан23.

     Наибольшее значение для долговой политики будут играть следующие обстоятельства:

1. Продолжение налоговой  реформы, предполагающей дальнейшее  сокращение налогового бремени  и выпадающие доходы бюджетной  системы; 

2. Реформирование межбюджетных  отношений, предполагающее передачу  на субфедеральный уровень части  полномочий и бюджетных доходов; 

3. Создание стабилизационного  фонда, формирующегося за счет  части доходов федерального бюджета; 

4. Проведение широкого  спектра структурных реформ, вызывающих  дополнительную нагрузку на бюджетные  расходы. 

В этой связи основными  факторами, влияющими на реализацию политики в области государственного долга, будут являться:

1. Снижение в ближайшие  годы значения профицита бюджета в качестве основного источника погашения государственного долга;

2. Выполнение обязательств  по погашению и обслуживанию  долга в соответствии с оригинальными  графиками в пределах "регулярного"  бюджета, рассчитанного на основе  базовой цены на нефть; 

3. Неопределенность внешнеэкономической  конъюнктуры, в том числе динамики  цен на энергоносители;

4. Возможность возникновения  внешних факторов, ограничивающих  способность Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  в объемах, необходимых для  рефинансирования долга. 

 

Заключение

     Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

     Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики.

Государственный долг возникает  в определенные периоды функционирования государства, когда его расходы  начинают превышать доходы. Бюджетный  дефицит становится хроническим  явлением и его покрытие осуществляется путем государственных заимствований.

     Одним из важных инструментов, используемых государством для эффективного развития своей экономики, является разумная долговая политика. Внешние и внутренние заимствования государства могут, с одной стороны, как инициировать рост производства, развивать новые технологии, сглаживать социальные проблемы в период кризиса в стране, так и, с другой стороны, привести государство поэтапно к так называемой «долговой петле», со всеми вытекающими из этого последствиями.

     Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном благодаря удачной мировой конъюнктуре.

     Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. И хотя заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями (и далеко не всегда целью реализации какого-либо конкретного проекта), интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение.

     Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом.

     Необходимо правильно распоряжаться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кредитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.

     Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс. Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг.

     Актуальной проблемой долговой политики в условиях антикризисного управления бюджетными средствами является осуществление заимствований, соответствующих потребностям государства и учитывающих его ресурсные возможности. Представляется, что на современном этапе развития российской экономики существует необходимость перехода от заимствований на рынке государственных ценных бумаг, не имеющих целевого характера, к заимствованиям целевого назначения. Такими займами могут быть, например, займы рефинансирования долга, займы для обеспечения особо значимых социальных программ и т. п. Кроме того, в целях аудирования эффективности использования средств, полученных от размещения государственных ценных бумаг, а также выявления целесообразности самих заимствований, в бюджетном законодательстве следует закрепить цели долговой политики государства.

Должны быть также определены основные условия эффективного использования  полученных государственных заимствований.

     В качестве первого условия можно принять следующее: при одинаковом уровне налоговых поступлений в ВВП должен происходить абсолютный прирост средств, могущих быть направленными на выплату государственного долга. Иными словами, чистая приведенная стоимость использования полученного кредита должна быть более нуля. Это как раз и означает то, что все финансовые потоки от инвестиций, связанных с привлечением дополнительных капиталов (рост объема долга) должны быть больше самой суммы государственного долга.

Следующей задачей долговой политики должно стать обеспечение  надежного механизма перевода заемных  средств в инвестиции, создание барьеров на пути их неэффективного и нецелевого использования. Для того чтобы соблюдалось  второе условие эффективности использования  внешних заимствований, инвестиции должны направляться, прежде всего, в  экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли национальной экономики.

     Успешная реализация положений Долговой стратегии РФ на среднесрочную перспективу в сочетании с благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктурой и устойчивым экономическим ростом в предшествующий докризисный период позволили существенно снизить объем государственного долга по отношению к ВВП, уровень которого в настоящее время находится на значительно меньшем уровне, чем в странах со схожими условиями развития.

     Объем   государственного внешнего долга  в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %. Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

     Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в    2011 году  сократилась по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составила 68,7 %.

     Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году.

     Политика в области государственных внешних заимствований будет ориентирована на решение следующих задач:

- сохранение присутствия  России как суверенного заемщика  на международных рынках капитала; согласно проекту федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2011г. и на плановый период 2012-13 гг.", осуществление государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд. долл. ежегодно;

- поддержание кривой доходности  по государственным долговым  обязательствам в иностранной  валюте, необходимой для формирования  адекватных ориентиров для российских  заемщиков.

     Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011-13 гг. будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке. В 2011г. предусматривается привлечение внутренних заимствований в виде государственных ценных бумаг в сумме 1709,9 млрд.руб. 
     Усиливаются риски для обеспечения сбалансированности следующих бюджетных циклов, поскольку в случае сохранения сложившейся пропорции с доходами и расходами федерального бюджета покрытие его дефицита в долгосрочной перспективе может осуществляться или за счет дальнейшего наращивания заимствований, или за счет комплексных мер по увеличению доходов федерального бюджета и оптимизации расходов.

     В течение 2011-13 гг. правительство РФ должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013г.), Францией (срок погашения 2011г.) и Турцией (срок погашения 2012г.), также будет завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.

     Политика в области государственного долга РФ на 2011-13 гг. должна быть направлена на решение следующих задач:

Информация о работе Государственный внешний долг РФ