Государственный внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

В условиях мировых интеграционных процессов, иначе именуемых как глобализация, Россия стремится занять достойное место среди индустриальных стран с развитой экономикой, гражданским обществом, политическими и экономическими свободами, гарантиями прав и интересов субъектов экономической деятельности. Российская Федерация находится на пути к правовому демократическому государству, которому отводится роль регулятора экономических процессов. Принимавшиеся в последнее время в ходе совершенствования бюджетного законодательства многочисленные нормативные акты, были призваны создать стройную, эффективную и рациональную систему управления государственными финансами.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы государственного долга Российской Федерации.
1.1. Сущность государственного внутреннего долга и его роль в экономике.
1.2. Характеристика основных долговых инструментов государства.
1.3. Понятие и методы управления государственным внутренним долгом.
2.Анализ современного состояния государственного внутреннего долга России.
2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга.
2.2. Оценка структуры государственного внутреннего долга
2.3. Проблемы управления государственным внутренним долгом РФ и пути их решения
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РФ.doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)


3

 

Содержание

 

Введение

1.Теоретические основы государственного долга Российской Федерации.

1.1. Сущность государственного  внутреннего долга и его роль в экономике.

1.2. Характеристика основных долговых инструментов государства.

1.3. Понятие и методы управления государственным внутренним долгом.

2.Анализ современного состояния государственного внутреннего долга России.

2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга.

2.2. Оценка структуры государственного внутреннего долга

2.3. Проблемы управления государственным внутренним долгом РФ и пути их решения

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения                                                                                                                                                  45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях мировых интеграционных процессов, иначе именуемых как глобализация, Россия стремится занять достойное место среди индустриальных стран с развитой экономикой, гражданским обществом, политическими и экономическими свободами, гарантиями прав и интересов субъектов экономической деятельности. Российская Федерация находится на пути к правовому демократическому государству, которому отводится роль регулятора экономических процессов. Принимавшиеся в последнее время в ходе совершенствования бюджетного законодательства многочисленные нормативные акты, были призваны создать стройную, эффективную и рациональную систему управления государственными финансами. Между тем, в обстановке стремительного перехода от одного общественно-политического устройства к другому, подобная работа проводилась зачастую поспешно и хаотично. При подготовке и принятии основных законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы бюджетного устройства, бюджетного процесса и вопросы управления государственными финансами в целом, не удалось избежать ситуации, когда некоторые правовые нормы, регулирующие общественные отношения в какой-либо сфере, принимались без учета мирового опыта, национальных традиций, экономических реалий. Сложилась ситуация, когда отдельные нормы, а порой и нормативные акты в целом отражали позицию узкого круга лиц, не имея под собой экономического обоснования и убедительной юридической аргументации.

Рынок внутреннего долга - достаточно распространенное явление в мировой экономической практике: почти все страны мира, где финансовая сфера имеет более или менее оформленный вид и наличествуют хотя бы в зачаточной форме финансовые рынки, выпускают государственные ценные бумаги. Практически же уникальным случаем в современной мировой практике можно считать отказ от обслуживания внутреннего долга с учетом возможности его монетизации.

Функционирование рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов. Одновременно решалась собственно задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который бы характеризовался высокой ликвидностью и низкими рисками. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с изменениями, произошедшими в отечественной финансовой сфере в пореформенные годы, действиями денежных властей как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В эволюции рынка государственных ценных бумаг прослеживаются четкие этапы, естественным образом отражающие периоды его интенсивного развития, появления ресурсных ограничений, открытия рынка для внешнего капитала и, наконец, возникновения глубокого кризиса. Описание этих этапов позволяет детально рассмотреть все допущенные денежными властями стратегические и тактические просчеты, их макроэкономические последствия и, как итог, возникновение новых очертаний финансовой сферы России.

Целью настоящей курсовой работы является изучение содержания, структуры и динамики государственного внутреннего долга России, оценки механизма управления им.

Исходя из цели, определим задачи работы:

      изучение теоретических аспектов содержания государственного внутреннего долга России;

      анализ структуры и динамики государственного внутреннего долга России;

      выявление проблем управления государственным внутренним долгом РФ и путей их решения.

Необходимо отметить, что вопросы государственного внутреннего долга подвергались исследованию в трудах Андреевой Е.А., Витрянского В.В., Вавилова Ю.Я., Ефимовой Л.Г., Иловайского С.И., Исаева А.А., Крохиной Ю.А., Карасевой М.В., Орлова М.Ф., Сперанского М.М., Селюкова А. Д., Твердохлебова В.Н. и др.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности государства по правовому управлению государственным внутренним долгом.

Предметом исследования являются особенности, состояние и перспективы управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.

В курсовой использовались методы системного, сравнительно-правового и экономико-технического анализа, а также исторический подход. Учитывая новейшие положения действующего законодательства, широко использовались теоретические исследования по проблемам государственного займа, государственного долга, правовым методам управления государственным внутренним долгом, труды ученых-экономистов, а также представителей других общественных наук.

Курсовая работа выполнена на основе анализа разнообразных источников по общей теории финансов и отраслевым экономическим наукам, юридической и иной литературы.

Структура работы соответствует основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам и включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и приложения.

 

 

 

 

1.Теоретические основы государственного долга Российской Федерации

 

 

1.1. Сущность государственного  внутреннего долга и его роль в экономике

Государственный долг является одной из ключевых составляющих экономики большинства как развитых, так и стран с развивающимися рынками, а рынок государственного долга является значимым сегментом рынка ценных бумаг любой страны.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

                   Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять  государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами — физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком [8, С.145].

Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский кредит — это движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.

Во-вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные  документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным  государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа  и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа. [12, С.89]

Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями.

Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Государственный долг состоит из задолженности центрального правительства (которая составляет основную часть долга), местных органов власти, государственных предприятий и некоторых других долгов. Соотношение между внутренним и внешним государственным долгом зависит от типа государства и в различные моменты его развития может существенно различаться.

Погашение государственного долга производится за счет ординарных доходов государственного бюджета — налогов. Связь займов с налогами проявляется тогда, когда приходит время платить проценты и погашать долги. Однако в условиях огромной государственной задолженности эти доходы оказываются недостаточными, и для погашения государственного долга, как правило, выпускаются новые государственные займы (рефинансирование). Государственный долг погашается через казначейства и банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, то есть ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую часть капитальной суммы долга, в редких случаях из погасительных фондов.

Можно сказать, что по достижении определенной величины долга система государственного кредита становится малоэффективной, а государственный долг превращается в генератор собственного увеличения.

В целях обслуживания государственного долга налоговый пресс не ослабевает, и государственный долг начинает выступать одним из средств, усиливающих перераспределение национального дохода.

Выбор конкретной формы государственной задолженности определяется способом привлечения средств. Если заимствования предоставляются иностранными государствами, международными финансовыми организациями, консорциумами банков, то они оформляются в виде кредитов. Реже кредиты применяются при заимствованиях на внутреннем рынке, в связи с тем, что они обладают ограниченной ликвидностью и их перепродажа затруднена. Кредитами оформляется задолженность правительства перед центральными банками, однако такие кредиты представляют собой эмиссионное финансирование (хотя, например, в РФ кредиты, выданные Центробанком Правительству, включаются в состав внутреннего государственного долга). Важным способом привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита является выпуск государственных займов, размещаемых на внутреннем и международном финансовом рынках [9, С.46].

В зависимости от рынка размещения, валюты займа и некоторых других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. К внутреннему долгу, как правило, относят кредиты, полученные от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещаемые на национальном рынке. Однако иностранные инвесторы часто активно приобретают такие ценные бумаги, в результате чего появляется проблема классификации подобной задолженности. Самостоятельную проблему представляют кредиты и займы в иностранной валюте, но размещаемые на национальном финансовом рынке.

Информация о работе Государственный внутренний долг