Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа
В условиях мировых интеграционных процессов, иначе именуемых как глобализация, Россия стремится занять достойное место среди индустриальных стран с развитой экономикой, гражданским обществом, политическими и экономическими свободами, гарантиями прав и интересов субъектов экономической деятельности. Российская Федерация находится на пути к правовому демократическому государству, которому отводится роль регулятора экономических процессов. Принимавшиеся в последнее время в ходе совершенствования бюджетного законодательства многочисленные нормативные акты, были призваны создать стройную, эффективную и рациональную систему управления государственными финансами.
Введение
1.Теоретические основы государственного долга Российской Федерации.
1.1. Сущность государственного внутреннего долга и его роль в экономике.
1.2. Характеристика основных долговых инструментов государства.
1.3. Понятие и методы управления государственным внутренним долгом.
2.Анализ современного состояния государственного внутреннего долга России.
2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга.
2.2. Оценка структуры государственного внутреннего долга
2.3. Проблемы управления государственным внутренним долгом РФ и пути их решения
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
Помимо государственных займов, в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии. Правительство может гарантировать облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для капиталовложений, облигационные займы частных корпораций, специализированных кредитных учреждений, финансирующих строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование займов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложениям в гарантированные ценные бумаги в связи с повышением их надежности. Суммы выданных гарантий включаются во внутренний государственный долг, вместе с тем они представляют государственную задолженность лишь потенциально, а не фактически (в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства). Привлеченные посредством гарантированных займов ресурсы направляются на реализацию конкретных инвестиционных проектов.
Как показывает международная практика, внутренний государственный долг является основным источником покрытия бюджетного дефицита, государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке получили широкое развитие в большинстве зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.
Основные национальные различия внутреннего государственного долга в развитых странах заключаются в институциональных формах управления государственным долгом, степени подчиненности управления госдолгом текущим целям исполнения бюджета и кредитно-денежной политике Центрального банка. Различия свойственны в части состава держателей государственных ценных бумаг, что характеризует особенности институциональной структуры национального финансового рынка. Также может существенно различаться структура рынка государственных ценных бумаг по срочности, по соотношению различных способов размещения и обращения государственных ценных бумаг. [7, C.84]
Выпуск государственных облигационных займов является одной из наиболее распространенных форм финансирования дефицита бюджета, особенно в периоды снижения объемов налоговых поступлений, например при расширительной фискальной политике, связанной со снижением налоговых ставок, либо при уменьшении показателей суммарного объема производства Инструментам, составляющим государственный долг, присущ ряд особенностей. В развитых странах государственные ценные бумаги рассматриваются как низкорисковые инструменты, в частности, доходность по 30-летним облигациям Казначейства США используется в финансовых моделях в качестве безрисковой ставки. Кроме того, в силу особенностей данного рынка, на котором присутствует только один эмитент, а также в связи с тем, что, как правило, для рынков государственных ценных бумаг в развитых странах совпадают прочие характеристики выпусков при аналогичных сроках до погашения, рынок государственных ценных бумаг является достаточно однородным по сравнению с рынками других финансовых инструментов.
Из этих двух ключевых характеристик - низкорисковости и однородности - вытекают следующие особенности рынков государственных ценных бумаг:
цены государственных ценных бумаг определяются на основе рыночной информации;
государственные ценные бумаги служат основой для определения цен других финансовых активов;
ликвидность сконцентрирована в ряде ключевых для рынка выпусков с определенной доходностью к погашению;
государственные ценные бумаги часто являются обеспечением (залогом) для различных финансовых операций;
государственные ценные бумаги служат также объектом вложения финансовых средств для различных инвесторов, обязанных иметь определенную часть своих активов в виде низкорисковых инструментов.
Долговые обязательства могут быть структурированы несколькими способами. Прежде всего, долговые обязательства можно структурировать в зависимости от типа заемщика (в данном случае - эмитента ценных бумаг).
Долговые обязательства государства могут быть оформлены в виде кредитов и займов, либо в виде выпуска ценных бумаг (секьюритизированная форма заимствований). Согласно тенденциям мировой практики секьюритизация госдолга имеет ряд преимуществ:
возможность более гибко регулировать объем и стоимость заимствований;
более значительный объем инвестиционного спроса и широкая база инвесторов;
возможность проведения более гибкой политики в случае реструктуризации обязательств.
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.
Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
В зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:
установление фиксированного процентного платежа;
применение ступенчатой процентной ставки;
использование плавающей ставки процентного дохода;
индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;
реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены;
проведение выигрышных займов.
В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.
Показатель полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора простая и эффективная доходность к погашению. Эффективная доходность к погашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:
первоначальная цена, уплаченная за облигацию;
частота выплат дохода по купону;
дата погашения облигации;
основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;
реализуемость на рынке(спрос и предложение);
кредитный риск.
Данная доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или компьютерах.
Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.
Краткая характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг:
Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых – во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.
Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;
Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номинал облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка – 3% годовых выплачивается один раз в год [18].
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения облигаций, обращающихся в настоящее время, - 2006г.). Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей. Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.
Рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО) организован Министерством финансов РФ в 2006 году. Рынок ГСО является принципиально новым сегментом внутреннего рынка государственного долга в России, аналогичным существующему в ряде развитых стран сегменту нерыночных государственных ценных бумаг, ориентированных на институциональных инвесторов. ГСО представляют собой облигации с фиксированной процентной ставкой, не обращающиеся на вторичном рынке. В таблице 1 представлены основные характеристики используемых в России государственных ценных бумаг.
Таблица 1
Характеристика ГКО и ОФЗ
| ГКО | ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФД | ОФЗ-АД |
Полное название | Государственные краткосрочные бескупонные облигации | Облигации федерального займа с переменным купонным доходом | Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом | Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом | Облигации федерального займа с амортизацией долга |
Известный/ неизвестный купонный доход | бескупонные облигации | облигации с неизвестным купонным доходом | облигации с известным купонным доходом | облигации с известным купонным доходом | облигации с известным купонным доходом |
Определение размера купона | - | объявляются перед началом купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО | как постоянная величина на весь период до погашения | устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат |
|
Эмитент | Минфин | Минфин | Минфин | Минфин | Минфин |
Форма эмиссии | документарная с обязательным централизов. хранением | документарная с обязательным централизов. хранением | документарная с обязательным централизов. хранением | документарная с обязательным централизов. хранением | документарная с обязательным централизов. хранением |
Вид облигации | именная бескупонная | именная купонная | именная купонная | именная купонная | именная купонная |
Валюта займа | Рубль | Рубль | Рубль | Рубль | Рубль |
Номинал, руб. | 1000 | 1000 | 1000 | 10 или 1000 | 1000 |
Срок обращения | до 1 года | от 1 года до 5 лет | от 1 года до 30 лет | более 4 лет | от 1 года до 30 лет |
Частота выплат по купону | - | 2 или 4 раза в год | 1 раз в год | 4 раза в год | 4 раза в год |
Размещение и обращение | ММВБ | ММВБ | ММВБ | ММВБ | ММВБ |
Возможность получения дисконта | Да | Да | Да | Да | Да |