Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа
В условиях мировых интеграционных процессов, иначе именуемых как глобализация, Россия стремится занять достойное место среди индустриальных стран с развитой экономикой, гражданским обществом, политическими и экономическими свободами, гарантиями прав и интересов субъектов экономической деятельности. Российская Федерация находится на пути к правовому демократическому государству, которому отводится роль регулятора экономических процессов. Принимавшиеся в последнее время в ходе совершенствования бюджетного законодательства многочисленные нормативные акты, были призваны создать стройную, эффективную и рациональную систему управления государственными финансами.
Введение
1.Теоретические основы государственного долга Российской Федерации.
1.1. Сущность государственного внутреннего долга и его роль в экономике.
1.2. Характеристика основных долговых инструментов государства.
1.3. Понятие и методы управления государственным внутренним долгом.
2.Анализ современного состояния государственного внутреннего долга России.
2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга.
2.2. Оценка структуры государственного внутреннего долга
2.3. Проблемы управления государственным внутренним долгом РФ и пути их решения
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга.
В отношении текущего долга необходимо обеспечить реальные источники его погашения. Для капитального долга важно установить такие сроки его погашения, когда будут в наличии соответствующие для этого источники.
В управлении внутренним долгом существуют некоторые специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит прежде всего от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются в сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность тем самым урегулировать платежный баланс.
Обслуживание долга – это комплекс мероприятий государства по погашению займов, выплате процентов по ним и изменению условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В отдельных случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, то есть погашению задолженности путем выпуска новых займов.
Выплата процентов, выигрышей средств на погашение займов составляет основную часть затрат на обслуживание государственного долга. К другим относятся затраты по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведение тиражей выигрыша, тиражей гашения и некоторых других затрат.
Обслуживание государственного внутреннего долга России осуществляется Министерством финансов РФ через банковскую систему путем проведения операций по размещению облигаций внутреннего государственного займа, других ценных бумаг, их гашения и уплаты доходов по ним в виде процентов и в другой форме.
Министерство финансов ежегодно публикует в общедоступном издательстве ведомости про государственный внутренний долг.
Методами управления государственным долгом является конверсия, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.
Конверсия – это замена доходности займов. Государство, как правило, уменьшает размер процентов, которые должны быть выплачены по займу. Увеличение сроков действия выпущенных займов называется консолидацией. Консолидация и конверсия может проводится также одновременно. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. В некоторых случаях может осуществляться обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Этот метод экономических обоснований не имеет. Отсрочка погашения займа, как правило, проводится тогда, когда выпуск новых займов используется для обслуживания ранее выпущенных займов. Все указанные методы применяются по отношению к внутреннему долгу. Отсрочка погашения долговых обязательств, а также аннулирование долга может применяться как к внутреннему, так и внешнему долгу. Аннулирование долгов может быть обусловлено финансовой неспособностью государства, то есть банкротством, или политическими мотивами.
Управление государственным внутренним долгом осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, согласованном с Центральным банком России.
Размещение долговых обязательств Правительства и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов РФ.[6, С.25]
Предельные размеры государственного внутреннего долга РФ, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Государственная Дума Российской Федерации одновременно с утверждением государственного бюджета страны на следующий год.
Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.
Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом — переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые условия, предложенные эмитентом.
В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией — увеличение сроков функционирования выпущенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.
Реструктуризация внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего долга. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.
Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).
Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.
Кроме указанных методов управления государственным и муниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, анулирование государственного долга.[14, С.210]
С экономической точки зрения управление государственным внутренним долгом есть сложный, многоаспектный, непрерывный процесс, в ходе которого государство-заемщик в лице уполномоченного органа, являясь ведущим игроком на долговом рынке, выступает одновременно и стороной в сделке, и регулятором, использующим обширный инструментарий рыночных механизмов по управлению государственным долгом. Действия государства-заемщика требуют ювелирного мастерства и предельной восприимчивости к колебаниям коньюктуры на финансовых рынках.
Разумное управление государственным внутренним долгом как инструментом денежно-кредитной политики страны посредством различных финансово-правовых методов улучшает финансовую обеспеченность расходов бюджета и положительно воздействует на дальнейшее социальное и экономическое развитие страны.
В настоящее время понятие «управление государственным долгом» основным законодательным актом, регулирующим вопросы финансового устройства государства - Бюджетным кодексом РФ не раскрывается.[11, С.7]
В соответствии со статьей 101 Бюджетного кодекса РФ, управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» под управлением государственным долгом понимается:
проведение совместно с Центральным банком Российской Федерации операций на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленных на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок.
проведение операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
Бюджетный кодекс РФ предоставляет государству-заемщику достаточно ограниченный перечень правовых способов управления государственными долговыми обязательствами, необходимых для выполнения возложенных на него задач по управлению государственным внутренним долгом.
Следует отметить, что существующий ограниченный перечень правовых способов управления государственными долговыми обязательствами возник и окончательно сформировался в результате долгой эволюции Российской финансово-правовой мысли. Таковыми способами являются:
Реструктуризация долга (ст.105 БК РФ), под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Пролонгация долговых обязательств (ст.98 БК РФ).
БК РФ нормативного определения упомянутому методу не дает. Анализируя нормы БК РФ, в которых содержится упоминание о таком методе (п.1 ст. 98) в органической взаимосвязи с нормами БК РФ, содержащими общие требования к управлению государственным внутренним долгом (п.2 ст. 98) можно прийти к выводу, что под пролонгацией государственного внутреннего долга понимается основанное на соглашении сторон продление срока действия договора государственного займа сверх предусмотренного при его заключении.
Вывод по главе 1.
Таким образом изучив общее понятие о государственном долге и его развитии можно сделать вывод, что внутренний долг явяляется важнейшим звеном государственных финансов, управление государственным внутренним долгом является органическим элементом системы управления государственными финансами, которые связаны между собой значительным количеством межотраслевых связей.
Финансово-правовое понятие управления государственным долгом включает три взаимосвязанных направления деятельности:
1. Деятельность представительных и исполнительных органов власти, направленная на планирование объема и структуры государственного долга.
2. Деятельность исполнительных органов власти, направленная на осуществление заимствований и проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на обслуживание.
3. Деятельность исполнительных органов власти, направленная на организацию учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
Начиная с середины 90-х гг. в России происходит активная экспансия внутреннего государственного долга.
Последовавший за кризисом 1998 г. некоторый перерыв в росте государственных заимствований сменился их активным ростом начиная с 2002 г. В 2010 году Министерство Финансов продолжает активно наращивать величину внутреннего государственного долга.
Динамика внутреннего долга России представлена в таблице 2
Таблица 2
Динамика внутреннего долга России
По состоянию на | Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | |
всего | в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 | 3,57 | 0,08 |
01.01.1994 | 15,64 | 0,33 |
01.01.1995 | 88,06 | 2,14 |
01.01.1996 | 187,74 | 7,46 |
01.01.1997 | 364,46 | 17,24 |
01.01.1998 | 490,92 | 3,47 |
01.01.1999 | 529,94 | 0,88 |
01.01.2000 | 578,23 | 0,82 |
01.01.2001 | 557,42 | 1,02 |
01.01.2002 | 533,51 | 0,02 |
01.01.2003 | 679,91 | 8,62 |
01.01.2004 | 682,02 | 5,58 |
01.01.2005 | 778,47 | 12,93 |
01.01.2006 | 875,43 | 18,86 |
01.01.2007 | 1064,88 | 31,23 |
01.01.2008 | 1301,15 | 46,68 |
01.01.2009 | 1499,82 | 72,49 |
01.01.2010 | 2094,73 | 251,36 |