Инвестиционная политика государства: направления и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов.
Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России.
Провести анализ инвестиционных процессов в РФ.
Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики 5
1.1 Сущность инвестиционной политики 5
1.2 Основные принципы инвестиционной политики 9
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ 17
2.1 Методы государственного регулирования инвестиционной политики 17
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ 22
2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России 28
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЯМАЛЬСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Дисциплина: «Государственные и муниципальные финансы»

Инвестиционная  политика государства: направления  и перспективы

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса специальности «Государственное муниципальное управление» группа ГМУ-08

Синько  И.Н.

 

Проверила:

кэн. Молодых Т.Э..

 

 

 

 

 

Новый Уренгой  – 2011

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики 5

1.1 Сущность инвестиционной политики 5

1.2 Основные принципы инвестиционной политики 9

Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ 17

2.1 Методы государственного регулирования инвестиционной политики 17

2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ 22

2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России 28

Заключение 34

Список используемой литературы 37

Приложение 1 39

Приложение 2 40

Приложение 3 41

Приложение 4 42

Приложение 5 43

Введение

Инвестиционная  сфера в последние годы всё  более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.

В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка национальной экономики и технический прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.

Опыт  развитых стран свидетельствует  о необходимости участия государства в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование экономических и социальных отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и её воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.

При помощи инвестиционной политики государство  непосредственно может воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение  НТП, на изменение структуры общественного  производства и решение многих социальных проблем.

На  современном этапе происходит втягивание России в финансовый кризис. Мировой  финансовый кризис оказал большое влияние  на российскую экономику: на финансово-кредитную  систему России, на инвестиционную активность, на рынок труда, на настроение населения. В период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Активизация инвестиционного процесса – важнейшее средство обеспечения условий выхода из экономического кризиса.

Анализ  проблематики современного состояния  российской экономики приводит к  выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства.

Объект  исследования: инвестиционная политика.

Предмет исследования: проблемы регулирования  инвестиционной деятельности в России.

Цель  курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.

В рамках поставленной цели выделено ряд  задач:

  1. Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов.
  2. Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России.
  3. Провести анализ инвестиционных процессов в РФ.
  4. Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ.

В ходе исследования применены методы системного и сопоставительного анализа, метод экспертных оценок, др.

Представленный  материал позволяет выделить теоретические  и прикладные аспекты проблемы, позволяющие охарактеризовать приоритеты, источники и условия активизации инвестиционного процесса в РФ.

Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики

1.1 Сущность инвестиционной политики

Инвестиционная  политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Сущность  инвестиционной политики заключается  в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации. [5, C. 34]  

Характер  инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию. 

По  наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике. Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.  [9, C. 121]

По  форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор — государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное. 

Исходя  из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу. 

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации  присуще децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства.

Следующим процессом является переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.

К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству.

В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона. 

Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.  

Целями  текущей инвестиционной политики для  большинства регионов в настоящее  время являются: структурная перестройка  региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса. 

Для большинства регионов России в настоящее время актуальна проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реального сектора, выделение приоритетных направлений индустриального роста, активизацию вложения в них инвестиционных и финансовых ресурсов. 

Одно  из важнейших требований современности — инновационный характер развития экономики регионов. 

Инновации становятся важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона — ключевая экономическая проблема успешности его развития. 

Политика  инноваций состоит в предвидении  изменений производственной функции хозяйствующего субъекта и выработке решений, обеспечивающих устойчивое развитие. Инновационная стратегия региона формируется исходя из целевых экономических установок, принимаемых предприятиями на долгосрочный период. Инновационная стратегия, опираясь на стратегический маркетинг, должна опережать рыночный спрос и в определенной степени формировать его в будущем. 

Принципами  формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами.

Инвестиции  следует направлять на реализацию конечного  числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

Основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя государственные органы региона.

1.2 Основные принципы инвестиционной политики

Многие  проблемы формирования инвестиционного  процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Информация о работе Инвестиционная политика государства: направления и перспективы